Галина Анатольевна Баканёва
Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей с детьми трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования на 2017- 2018 учебный год: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Целью самообразования являлось повышение профессиональной компетентности в вопросах обучения детей младшего возраста.
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Публикация «Отчёт по самообразованию на тему: „Развитие сенсорных способностей с детьми трёх лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
2. Подготовить материал для проведения игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
3. Подготовить и провести работу с родителями по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
На протяжении всего учебного года я изучала тему по следующим разделам плана:
1. Условия формирования эталонов цвета у младших дошкольников.
2. Первая аппликация как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Привлечение родителей к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой.
4. Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.
5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста (картотека).
6. Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка 3 лет.
7. Дидактическая игра по сенсорике для детей первой младшей группы.
8. Организация предметно-пространственной среды в группах младшего возраста для сенсорного развития.
9. Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.
На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:
1. С. Теплюк. Первая аппликация. // Дошкольное воспитание. 2006 №10.
2. Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост. Т. В. Галанова. -; Ярославль: Академия развития,2004.
3. Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. bibliofond.ru/view.aspx.
4. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н. Ефремова //Дошкольное воспитание. -2012-№12.
5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. «Детство-Пресс», СПб. : 2005.
6. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер. - М. ,2004.
7. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа/Авт. сост. С. В. Чиркова. -М. :ВАКО,2012. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
На практическом этапе
1. Подготовила материал и пополнила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию;
2. Изготовила дидактические игры:
Д/и «Весёлая прищепка» Цель: закрепить знания детей о цвете, размере предметов, развивать у детей мышление, память, мелкую моторику, учить прищеплять прищепку к фигурке, делая её завершённой, развивать воображение и творчество детей.
Д/и «Бусы» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации, различение предметов по цвету.
3. Провела анкетирование родителей на тему: «Сенсорное развитие детей младшего возраста» с целью выявления интересов и знаний родителей в воспитании.
По результатам анкетирования родителям были даны рекомендации по проведению игр в домашних условиях
4. Оформила папку передвижку на тему «Сенсорные игры малышей»
5. Для родителей подготовила консультацию: «Развитие сенсорных способностей у детей трёх лет»
6. Подготовила консультацию для своих коллег на тему: «Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка»
Анализируя свою работу на протяжении всего года, можно сказать следующее: Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, накопления представлений об окружающем мире.
Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребёнка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сказать о том, что необходимо создавать условия для упражнения сенсорных функций, с тем, чтобы дети могли систематически тренироваться в различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.
Основными методами сенсорного развития детей младшего возраста являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, НОД.
Для того чтобы дидактические игры, НОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.
• Принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создаётся в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;
• Принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
• Принцип прочности,в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;
Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах.
Для познавательного развития ребёнка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.
Желательно, чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причём предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребёнок имеет возможность пересыпать и переливать из одной ёмкости в другую; шнуровки, балансирующие игры; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрёшки и т. д. ; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на его мышление.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приёмами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приёмов, учитывающих развитие каждого ребёнка.
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по сенсорному развитию детей младшего возраста.