Асланова Светлана Владимировна
Отчёт по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию тема : «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков детей.» 2017-2018 уч. год
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.
Творчество – это :
искать;
изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Творческая деятельность – это :
деятельность, рождающая нечто новое;
свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.
Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.
Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:
интегрируется содержание разных образовательных областей;
создаются условия для познавательной деятельности;
создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
формируются коммуникативные качества;
расширяется социальный опыт.
развиваются творческие способности.
В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как –«безопасность», «познание», «социализация». Главных героев спектакля можно склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как «художественное творчество», «социализация», «труд». Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Приобщить детей к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребёнка.
Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности :
«Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. ; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е. В. ; «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А. В. ; «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М. Д. ; «Театральная палитра» Гончарова О. В. ; «Кукольный театр в детском саду» Антипина Е. А. ; «Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И. А., Давыдова М. А.
Для ознакомления дошкольников с развитием эмоциональной сферы, использовала программу «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С. В., Слободяник Н. П.
Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками – «Сказкотерапия» Васьковой О. Ф., Политыкиной А. А. ; «Развитие творческого мышления : работаем по сказке» Шняк О. А.
Вышеперечисленную литературу использовала потому, что сказка, как и театр – тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного,экологического воспитания, безопасности.
Сказка доступна, понятна, поучительна, а герои сказок близки и знакомы детям с раннего возраста.
На основе изученной литературы разработала и составила план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год согласно тематического планирования ДОУ (см. приложение)
Разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.
При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде : воспринимать, подражать, создавать то, что ему по душе.
Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды. Обновляемость.
Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Развивающую среду я пополняла исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитывала различные виды театров.
В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные педагогом:
Пальчиковый театр
Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и лиса», «Лиса и заяц» и другие.
Баночный театр
Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кто, петух и лиса».
Театр игрушек Би- ба – бо
Сказки: «Снегурушка и лиса», «Три медведя».
Сказки: «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка».
Театр живой руки «Заюшкина избушка»
Театр на фланелеграфе
Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.
Дети охотно смотрят и используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности : строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.
Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Театрализованная деятельность для детей раннего возраста», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника»; беседы, памятки и другие.
Делюсь опытом работы и с коллегами, «Организация театрализованной развивающей среды в группе», консультации: «Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника», «Организация и роль театрализованной деятельности детей в ДОУ. Предметно – развивающая среда»; «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников».
Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу вижу в разработке тематического планирования по развитию творческой личности посредством
театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста, Список использованной литературы:
1. Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2. Караманенко Т. Н. Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., «Просвещение» 1973.
3. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
4. Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.
5. Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей М. 2012.