Марина Арндт
Отчёт по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЁТ
по реализации плана самообразования
воспитателя Арндт Марины Игоревны
В 2021-2022 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Работу по теме начала с подбора и изучения документации, составления плана работы на учебный год (сентябрь).
В процесс работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:
1. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
4. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
5. «Играем в числа» - серия пособий
6. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
7. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.
8. З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», СПБ: «Детство-Пресс», 2010.
9. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений, 2016.
10. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
11. Венгер Л. А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6.
В октябре провела занятия, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек). Проводилась подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала. Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»
В ноябре: пополнение РППС группы дидактическими играми по математике. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»).
В декабре: отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности. Оформление уголка занимательной математики в группе. Привлечение родителей к изготовлению игр по математике.
Январь посвятили героям сказок, собирали из геометрических фигур. Использовали игровые ситуации. Проводилась подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
С детьми проводилась совместная игровая деятельность, а так же рисование с элементами математики, аппликации, лепка.
Для знакомства с геометрическими фигурами «Найди пару по форме», «Геометрическое лото», «Соберем бусы».
Для развития представлений о величинах использовались различные дидактические игры «Цветные кубики», «Цветные шарики», «Домики для зверят», «Длинное - короткое».
Для нахождения «лишних» предметов - игры «Что изменилось?», «Что лишнее?».
Для умения объединять предметы в группу по форме, размеру, цвету – дидактические игры «Найди пару», «Разложи по коробочкам».
Для знакомства с понятиями «один», «много» - дидактические игры «В лес за грибами», «Угости белочек».
Для формирования пространственных представлений: на – над - под, вверху - внизу – игра «Магазин игрушек».
Мною были изготовлены дидактические игры «Найди пару», «Количество и счёт», «Конфетки», «Составь картинку», «Найди свой домик», «Найди фигуру», «Домино», «Геометрическое лото», «Состав числа».
Проделанная мной работа показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче.
Можно сделать вывод о том, что использование игрового математического материала способствовало :
- активизации умственной деятельности детей;
- формированию основ творческого мышления;
- развитию эмоционально-волевой сферы;
- развитию коммуникативных навыков;
- повышению интереса детей к математике.
План по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год реализован полностью.
Поставленная цель и задачи решены.