Папки-передвижки

Отчёт по инновационной площадке «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Ольга Нестерова
Отчёт по инновационной площадке «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Нестерова О. С.

Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Освоение возможностей изображения имеет для ребёнка особое значение: в нём объединяются главные проявления его творческой индивидуальности - эмоциональное, интеллектуальное, и деятельностное (практическое).

Дизаин – это прежде всего творчество, и главной предпосылкой к дизайн – деятельности является развитие творчества и воображения. Психолог Л. Г. Выготский сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что – либо новое».

Детский дизайн – новая художественно – продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Главное для дизайнера является нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму.

В чем отличие между дизайном и художественным трудом:

детская продукция после художественно – дидактических занятий, складываемая в папки и коробки, и далее не востребованная

«детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающий его предметно – пространственной среды.

Основная цель моей работы – приобщение детей к творчеству, развитие умения видеть мир глазами художника, формирование наблюдательности и внимательности, развитие нестандартного мышления, фантазии, воображения, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, ознакомление с основами дизайнерской деятельности.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

- обучение детей новым технологиям и видам художественной деятельности,

элементам дизайн – деятельности;

- формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами, самостоятельно их подбирать для получения желаемого результата;

- развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

- развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

- развивать у детей свободное творчество и учить работать в творческом взаимодействии с взрослым;

- повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников через дизайн – деятельность.

Над проблемой развития творческих способностей детей через ознакомление дизайном в детском саду я занимаюсь в течение трех лет. Поэтому работу по обучению детей детскому дизайну я разделила на 3 этапа (средняя, старшая и подготовительная группы).

В соответствии с перспективным планом занятия с детьми проводились 1 раз в неделю во второй половине дня (вне учебной деятельности).

На 1 этапе работы:

- изучила и проанализировала методический материал по развитию творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники аппликации;

- оценила возможности детей по данной теме;

- разработала перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами

В поисках нетрадиционных методов и технологий активно использую интернет – ресурсы, специальную литературу – Г. Н. Пантелеев «Детский дизайн», программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки».

Для реализации поставленных задач в условиях детского сада создана развивающая предметно – пространственная среда:

- уголки по изобразительной деятельности, где собраны принадлежности для рисования, лепки и аппликации в расширенном ассортименте;

- уголок искусства в групповой комнате, оборудованный различным природным и бросовым материалом, материалами для творческой деятельности;

- библиотека по дизайну с различным наглядным и дидактическим материалом;

- оборудованная вместе с детьми «стена творчества»;

- центр сюжетной игры

Для успешной реализации этой темы использую следующие методические приемы и методы:

- словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова;

- наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, показ образца, показ способа действия;

- практические: опыты, исследования, продуктивная деятельность, упражнения, игры, проблемные ситуации.

В обучении детей дошкольного возраста дизайн - деятельности используется следующий художественный материал:

- бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации, плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона;

- природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликации из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами, мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала;

- бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок, работа с проволокой и фольгой;

- ткань и другие волокнистые материалы: аппликации из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

В начале своей работы для развития творческих способностей детей на этом этапе я познакомила их с использованием более доступных техник нетрадиционной аппликации.

Аппликация из ваты и ватных дисков

С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из конфетти

Ребенку предлагается нанести клей по всей поверхности рисунка. Затем лист бумаги густо посыпается конфетти и стряхнуть лишнее, повернув лист «вниз головой».

Работа с детьми осуществлялась в следующих формах:

– обучающие и творческие занятия с использованием нетрадиционных техник в аппликации;

– выставки детских работ по нетрадиционным техникам аппликации;

- использование знакомых приемов нетрадиционных техник детьми в самостоятельной деятельности.

Также в свободной деятельности с детьми использовала:

- чтение художественных произведений,

- непосредственное наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий которые дают возможность показать детям предметы и явления в естественных условиях, способствовать формированию представлений о сезонных изменениях, обогащают внутренний мир ребенка.

- сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Фруктовый магазин», «Магазин игрушек» и другие.

- дидактические игры «Что лишнее», «Геометрическое лото», «Развивающее лото» которые позволяли развивать зрительное восприятие, внимание детей, способствовали закреплению геометрических фигур; «Сложи узор», «Собери картинку», «Разбитая посуда» - направлены на развитие цветового восприятия, фантазии, творчества детей.

- подвижные игры «Кошка и мышка», «Хитрая лиса» и другие позволяют закрепить знания о животных, их повадках, что позволяет более точно передавать их образы в аппликации.

В течение первого года детям было интересно работать с различным материалом, разными техниками нетрадиционной аппликации. К концу учебного года дети овладели разнообразными способами практических действий, многие начали проявлять своё творчество, фантазию, выражая их в своих работах.

На 2 этапе я продолжила работу по развитию детского дизайна с детьми старшей группы (дети 5-6 лет). Для этой возрастной группы так же составила перспективный план, пополнила картотеку дидактических игр, подвижных игр, сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

В начале учебного года мы с детьми вспомнили уже знакомые техники нетрадиционной аппликации. Я заметила: дети стали сами стремиться проявлять интерес, фантазию, творчество в выборе материала для аппликации, самостоятельность. Поэтому я решила познакомить их с другими, более сложными техниками:

Аппликация из резанных шерстяных нитей

Квиллинг

Квиллинг (англ. quilling – от слова quill (птичье перо, также бумагокручение – это художественная техника выполнения миниатюр из полос двухсторонней цветной бумаги, накрученной на иглу или зубочистку и превращенных в различные формы, которые затем склеены в виде разнообразных фигурок.

Аппликация из поролона

Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки. Поролон можно заменить зеленой бумагой или ватными шариками.

После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или детям. Смазывают клеем и приклеивают поролон.

Можно не рисовать карандашом, например, дерево, а дать ребенку самому проявить воображение.

Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Также у нас есть доска для выставок работ в приемной, где дети рассматривают свои работы с родителями.

Наши занятия по нетрадиционной аппликации являются доступным, наглядным, эстетически выразительным и результативным видом дизайн-деятельности; они развивают творческую самодостаточность ребёнка, готовят его к более увлекательным и смелым поискам в детском дизайне.

На занятиях дети продолжают осваивать различные способы работы: разрывание, разрезание, выгибание, сминание, скручивание, складывание, а также тиснение, гофрирование, склеивание, нанесение покрытий, плетение, коллажирование и т. п. Сочетая эти приёмы между собой, дети начали создавать забавные игрушки, сувениры, детали костюмов и декораций к праздничным представлениям и развлечениям.

Наблюдая за ребятами в течение года, я заметила, что у большинства детей сформировался стойкий интерес к работе с аппликацией в нетрадиционных техниках, они «правильно» пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник. Детям стала реже требоваться помощь педагога — появилось больше самостоятельности в организации свободного времени.

Мои воспитанники порадовали своим творчеством своих дорогих мам и пап, выполнив для них в подарок к праздникам необычные работы, с использованием нетрадиционных материалов.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам аппликации. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, использовать разные техники аппликации. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги.

На 3 этапе работы было важно всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Я продолжила свою работу по развитию творческих способностей детей через нетрадиционную технику аппликации в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет).

Аппликация из атласных лент

Ленты – это доступный и эффектный материал, из которого даже ребенок может создать эксклюзивный аксессуар, оригинальное украшение интерьера или необычный подарок.

Созданные из них изделия отличаются оригинальностью и необычностью. Работать с лентами не сложно, достаточно просто обладать элементарными навыками шитья.

Айрис фолдинг – радужное складывание

Принцип заключается в следующем:

1. Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.

2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной вами схемой.

3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.

4. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

Прежде чем приступать к работе, необходимо научиться самим строить шаблон или запастись готовыми айрис-шаблонами.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводила игры: «Юный дизайнер», «Укрась костюм», «Придумай интерьер», «Замени предметы», «Веселый цвет», «Художественный салон».

В целях основ дизайнерской деятельности использую информационно - компьютерные технологии, дизайнерские программы: «Советы модницы – Барби», «Дизайн из лоскутков», «Мышка Мия – юный дизайнер».

Знакомлю дошкольников с различными новыми методами и технологиями, используемые в дизаине : «Скрепбукинг», «Римейка», «Декупаж», «Пэчворк», «Изонить».

Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребенок придает своим «богатствам» (камешки, пуговицы, шишки, ракушки, салфетки). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинки это волшебные цветы, лоскутки – платье принцессы, фантики – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном я использую на занятиях детским дизайном.

Мною проводились как теоретические, так и практические занятия. Теоретические занятия содержат минимальное количество знаний о том, что представляет собой тот или иной вид дизайна, об истории возникновения. На практических занятиях дети пытаются с моей помощью создать модели и образцы дизайнерских разработок.

Выделяют следующие типы детского дизайна:

- плоскостной (аппликативно – графический)

- объемный (предметно – декоративный)

- пространственный (архитектурно – художественный)

По каждому типу осуществляются несколько направлений деятельности (виды детского дизайна)

Архитектурно – художественное моделирование:

Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей дети создавали проекты на темы:

«Домики трех поросят»

«Дом для птиц»

Дизайн интерьера:

В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно – пространственная среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада.

А также с детьми были созданы проекты «Дары осени», «Весенний лужок».

Дизайн одежды и украшений:

Знакомлю детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды. Дети сами придумывали новые и удивительные коллекции одежды:

«Галстук для папы», «Красивые бусы и браслеты».

Дизайн посуды:

Маленькие дизайнеры научились видеть с помощью взрослого поэтапно реализовывать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы:

«Стаканчики для карандашей», «Посуда для кукол».

Нетрадиционные методы аппликации очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Полученные результаты при работе с детьми дизайнерской деятельностью позволяют мне сделать вывод о том, что в процессе овладения ребенком навыками детского дизайна он формируется как творческая самодостаточная личность.

Работа с родителями

Как отмечается в ФГОС, для успешной реализации образовательной программы и полноценного развития личности необходимо выстроить систему эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.

С самого начала в организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители моих воспитанников. Именно они помогли нам собрать разнообразный материал для детского творчества и оснастить им творческую мастерскую.

В рамках взаимодействия с семьей мною организуется работа по педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских знаний и умений. В родительском уголке постоянно обновляю консультации для родителей: «Дизайн в семье», «Что такое детский дизайн», «Квиллинг для детей», «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей», «Воспитаем творческую личность» и др. Проводила родительские собрания в форме мастер – класса: «Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных техник аппликаций», «Изготовление цветов в технике «квиллинг»»

Совместно с родителями в уголке творчества постоянно обновляются выставки детских работ.

По приглашению детей, некоторые родители посещали занятия.

Родители совместно с детьми участвуют в разнообразных конкурсах, проводимых в ДОУ: в конкурсе готовности участков к летнему оздоровительному периоду, конкурсе поделок из природного материала «Осень в гости к нам пришла», конкурсе поделок из снега, «Новогодняя красавица», выставка-конкурс «Умелые ручки моей мамочки», «Пасхаленка». За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок родители и дети получили благодарственные письма. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией.

Также широко использую такие методы работы с родителями, как совместный труд детей и взрослых, проведение совместных праздников.

Взаимодействие с педагогами

Работа в данном направлении носит информационно-просветительский и практический характер, основной целью взаимодействия с педагогами является обогащение знаний педагогов о методах развития творческих способностей детей через нетрадиционную технику аппликации. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности.

Для достижения цели были проведены мастер-класс с участием педагогов «Изготовление новогодней ёлочки в технике «квиллинг»», подготовлены консультации «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников», «Креативное развитие дошкольников средствами детского дизайна», анкетирование. Опытом работы делилась с коллегами на педагогических советах, проводила семинар – практикум на тему «Развитие детского художественного творчества посредством дизайна».

Результативность работы

Для проведения промежуточного и итогового мониторинга использовалась диагностическая методика Т. С. Комаровой.

Исследования, проведённые в начале опыта с детьми пятого года жизни показали, что 30% детей имеют низкий уровень сформированности изобразительных навыков, что явилось причиной беспокойства и толчком для поиска новых путей для поддержания их творческих умений и интереса.

Промежуточный мониторинг позволил оценить результаты работы по приобщению детей шестого года жизни к дизайн – деятельности, где 90% (25% высокий и 65% средний) детей показали хороший результат. Продукты изобразительной деятельности у многих детей характеризовались полнотой изображения, разнообразием компонентов с чёткой и пропорциональной передачей форм и широкой цветовой гаммой. Отмечался устойчивый интерес на протяжении всего процесса изображения. Даже дети, которые в самом начале освоения дизайн - деятельностью неохотно выполняли свою работу, так как изобразительные навыки малоразвиты, сейчас проявляли интерес и творчество. Этот цикл занятий позволил сделать следующий вывод: дизайн-деятельность способствует развитию не только творческой активности, но личностных качеств ребенка.

Мониторинг детей седьмого года жизни показал, что 100 % детей (45% высокий уровень и 55 % средний уровень) имеют представления: об основных понятиях дизайна: композиции (замысел, гармония, элементах (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура) и технологии выполнения из различных материалов, правилах оформления готового изделия; о различных техниках нетрадиционной аппликации на различных материалах.

У детей наблюдался высокий уровень развития изобразительного творчества, они верно передают форму и строение предметов, интересно составляют композицию, подбирают цветовую гамму и материал, обогащают свой замысел новым содержанием. Сюжетный замысел выполняют самостоятельно.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность помогла в решении поставленных задач. Обучение техническим навыкам работы было успешным. Дети стали проявлять большую творческую активность не только на занятиях по художественно-эстетическому развитию, но и в других областях.

Итоги работы

В результате занятий по детскому дизайну все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение «я» : «Я думаю», «Я нарисую так.», «Я видел», «Я могу». У дошкольников пробудились чувства творческого удовлетворения («Я – декоратор», «Я – модельер»).

Дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образы, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться хорошего результата.

В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения, удовлетворенность от творческой деятельности. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Положительные результаты данного опыта подтвердили правильность и целесообразность выбора направления в развитии творческих умений дошкольников посредством дизайн - деятельности и определили всю дальнейшую работу.

Определенные знания и навыки, а также творческие плоды маленьких дизайнеров неоднократно были представлены на конкурсах различного уровня, по результатам большинства из которых, были отмечены самыми высокими наградами, что, несомненно, является ярким показателем творческого потенциала детей:

- победители городского конкурса «Юный дизайнер-2019» в номинациях: «Дизайн интерьера», «Дизайн одежды», приз зрительских симпатий

- победители городского конкурса снежных скульптур «Влюбленный снеговик» (2017)

- призеры 2 тура «Маленький художник» Всероссийского детского конкурса «Мечтай! Исследуй! Размышляй!» (2018)

- обладатели Гран-при в номинации «Дизайн интерьера»; победители, призеры и обладатели специального приза жюри в номинации «Дизайн одежды»; победители в номинации «Дизайн окружающей среды» в городском конкурсе «Юный дизайнер-2017».

Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Поэтому я планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью.

Эта тема актуальна в наши дни, поэтому мой девиз работы с детьми – чувствовать, познавать, творить.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о раскрытии творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через участие в конкурсахФотоотчёт о раскрытии творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через участие в конкурсах Фотоотчёт о раскрытии творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через участие в конкурсах «В каждом ребенке.

Опыт работы «Использование продуктивных видов деятельности для творческого развития детей дошкольного возраста»Опыт работы «Использование продуктивных видов деятельности для творческого развития детей дошкольного возраста» Актуальность: Все дети любят рисовать создавать новые поделки. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Отчёт по инновационной площадке «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 13:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по инновационной площадке «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Нестерова (УИ 3518984) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД