Оксана Попова
Отчёт о самообразовании по теме «Игра как средство познавательно-речевого и социально-личностного развития дошкольника»
Отчёт о самообразовании по теме
«Игра, как средство познавательно-речевого и социально-личностного развития дошкольника»
Актуальность темы:
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Публикация «Отчёт о самообразовании по теме „Игра как средство познавательно-речевого и социально-личностного развития дошкольника“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т. е. такой, который служит в игровых замыслах.
Кроме игр с предметами, большое значение для развития ребёнка имеют ролевые игры. Роль – это важнейший компонент игры, в игре она выполняется ребёнком очень чётко.
Начиная с самого малого возраста, ребёнок учится, играя. Большую роль выполняет игра в организации общения между детьми. Играя, ребёнок учится выстраивать отношения, договариваться, выражать свои эмоции словами, делиться своими мыслями, идеями. Игра помогает ребёнку набраться опыта, который пригодится ему в дальнейшей жизни.
К сожалению, в современном мире игры, общение нередко вытесняются (и часто виною тому взрослые) просмотром телепередач, компьютерными играми. В детских играх стали просматриваться жестокость, агрессия, однообразные сюжеты. Задача педагогов – помочь детям играть, общаться в игре, строить доброжелательные отношения, а также донести до родителей, что игру ничем нельзя заменить. Поэтому считаю данную тему самообразования весьма актуальной в настоящее время.
Цель: способствовать развитию игровой деятельности детей и общения в игре.
Задачи:
- изучить методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
- составить картотеку игр, способствующих развитию общения между детьми;
- развивать игровую деятельность детей, способствовать общению детей в игре;
- провести работу с родителями, направленную на понимание значения игры в жизни и общении ребёнка.
План работы на 2019-2020 учебный год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы и других источников Сентябрь - май 1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду».
2. Кузнецова А. Е. «205 развивающих игр для детей».
3. Кукушкина Е. Ю., Самсонова Л. В. «Играем и учимся дружить».
4. Пенькова Л. А., Коннова З. П., Малышева И. В. «Развитие игровой активности дошкольников».
5. Субботина Л. Ю. «Игры для развития и обучения»
6. Смирнова Е. О. «Лучшие развивающие игры».
7. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
Анализ изученных источников, составление картотеки игр на развитие навыков общения.
Работа с детьми Сентябрь-май Игры на развитие навыков общения. Час игр и забав в утреннее/вечернее время. Участие в проекте «ИГРА 4D»
Октябрь Знакомство с играми народов мира.
Ноябрь Игры на формирование навыков личностного поведения в ролевых играх.
Декабрь Игры на формирование познавательно-речевого развития.
Январь Коллективные игры с элементами творчества.
Февраль Сюжетно-ролевые игры.
Март
Апрель Знакомство детей со старинными народными играми : «Игры наших бабушек и дедушек».
Работа с семьёй Сентябрь Выяснить, знают ли родители, какие игры предпочитают их дети, какое значение придают родители играм своего ребёнка. Опросник «Любимые игры моего ребёнка».
Октябрь Консультация для родителей «Как игра способствует развитию общения?» Консультирование родителей
Ноябрь Совместное мероприятие с детьми и родителями «Праздник с Гномами». Вечер развлечений.
Январь Выяснить, знают ли родители игры старшего поколения Картотека игр «Игры наших бабушек и дедушек».
Февраль Выяснить, знают ли родители игры старшего поколения Картотека игр «Игры наших бабушек и дедушек».
Апрель Консультация «Игры на лето». Папка-передвижка в родительском уголке.
Май Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. Презентация для родителей (на родительском собрании) «Наши игры»
Самореализация Сентябрь -май Составление картотеки игр. Наблюдение за играми детей, планирование, организация и проведение игр. Картотека игр. Анализ развития навыков общения детей в играх.
Сентябрь Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. План работы по самообразованию.
Ноябрь Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников». Распространение опыта на пед. сайте
Март Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр» Папка-передвижка в родительском уголке.
Май Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. Отчёт