Ольга Максимова
Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова:
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Слайд 3. Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх, а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
Слайд 4. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Слайд 5. Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.
Слайд 6. Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье и родному дому.
Слайд 7. Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развитие чувства ответственности;
• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.
Слайд 8. Система работы по патриотическому воспитанию в нашей группе ведется по следующим направлениям:
- создание развивающей среды
- образовательная деятельность
- взаимодействие с родителями
Слайд 9. Одним из необходимых условий в патриотическом воспитании является создание развивающей среды.
Нами была подобрана художественная литература по теме, дидактический и иллюстративный материал, соответствующий возрасту детей.
Задачи по патриотическому воспитанию решаются нами во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитываем в ребенке не только патриотические чувства, но и формируем его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 10. Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. С малышами мы поливаем комнатные растения, наводим порядок в группе, собираем игрушки, вывешиваем кормушки и подкармливаем птиц зимой и т. д.
Слайд 11. Основная цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни : дом, улица, растения участка и группы, домашние животные и др.
С детьми мы проводим прогулки, наблюдаем за явлениями, которые происходят вокруг и замечаем изменения.
Слайд 12. Ознакомление детей с окружающим миром происходит и через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы. А также мы планируем дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние и дикие животные.
Слайд 13. Большое внимание мы уделяем понятию «семья», проводим беседы с детьми о семье, о близких родственниках («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой». В ходе бесед дети с удовольствием рассматривают фотографии своих родителей в электронной презентации. Также проводим дидактические игры («Чей малыш», «У кого какая мама», пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик дедушка»). Изготавливаем с детьми подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, Пасха красная, День Победы.
Слайд 14. сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»). Игровая ситуация «Семья» - самая любимая детьми. Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.
Слайд 15. Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников и развлечений. Совместно с музыкальным руководителем мы проводим с детьми праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.
Слайд 16. Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Курочка-хохлатка», «Карусели», «Заинька попляши» и др. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.
Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. Мы систематически планируем работу по приобщению детей к народному фольклору. Детей знакомим с русскими народными потешками, попевками, прибаутками.
С первых дней, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат от воспитателей добрую потешку «Водичка-водичка», которая воспитывает у детей аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
Слайд 17. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
В своей работе с детьми мы и читаем сказки, и слушаем аудиозаписи народного фольклора, и инсценируем сказку (показываем кукольный, настольный и пальчиковый театр, а также используем сказку в различных занятиях.
Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», мы в доступной форме стараемся научить детей сопереживать близким. Сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Именно со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Слайд 18. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
С родителями мы проводим родительские собрания, беседы, консультации. В раздевалке в помощь родителям, создан и оформлен «уголок для родителей», где периодически размещаем папки-передвижки, информацию о праздниках и семейных традициях, интересный материал (консультации, памятки, буклеты) по вопросам патриотического воспитания и развития детей : «Театрализованные игры в детском саду», «Роль семьи в воспитании детей», «Игрушка, как часть народной традиции», «Роль отца в семье», «Воспитание юного патриота» и др.
Слайд 19. Совместно с родителями оформляем выставки фотографий и поделок.
А также участвуем в различных акциях. Приняли участие в областной творческой акции «Дом: Дети, Отец, Мать» и получили дипломы лауреатов и победителей.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в раннем возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Закладывая фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.