Светлана Матагулина
Отчёт «Формирование экологических представлений и экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
по годовой задаче
воспитателя МК ДОУ «Детского сада «Светлячок» Матагулиной С. С.
Камчатский край, с. Мильково.
на тему: «Формирование экологических представлений и экологической культуры дошкольников через проектную деятельность».
Цель: Формирование экологических представлений и экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Отчёт „Формирование экологических представлений и экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Формировать у детей основы экологических представлений и экологической культуры через проектную деятельность;
- Обогащать детей знаниями о природе и существующих в ней связях, природе родного края в разных видах деятельности;
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, к своей Родине, своему краю.
Дошкольный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям.
Именно на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологических представлений и экологической культуры. Поэтому экологическое воспитание дошкольников становится одним из приоритетных направлений. Загрязнение окружающей среды – актуальная проблема. Возникает вопрос: Что необходимо сделать, чтобы помочь природе?
Использование проектной деятельности расширяет возможности предоставления информации детям, активно вовлекает их в познавательный процесс, помогает размышлять и делать вытекающие выводы.
Работая над задачей, мы использовали различные формы работы с детьми.
Каждое утро у нас начинался с рассматривания иллюстраций и бесед. По теме экологии были проведены беседы по таким темам как:
«Кто живет у нас в лесу», «Зимние природные явления» - в этих беседах дети расширяли знания об обитателях леса, их жизни в зимнее время, о природных явлениях, таких как – вьюга, пурга, мороз, снегопад и других. Учились размышлять о взаимосвязи природных явлений на жизнь лесных обитателей. Также учитывался и региональный компонент, в таких беседах, как: «Зимующие птицы нашего края», «Какие птицы живут на Камчатке». Дети познакомились с птицами нашего края, расширили свои знания и представления о зимующих птицах Камчатки. В беседах: «Поговорим о весне», «Птицы весной», дети обобщили свои знания о признаках весны и о жизни птиц в этот период.
Тему экологии продолжили беседы по темам: «Наш дом - природа», «Об уходе за комнатными растениями», «Лес – многоэтажный дом», где дети учились составлять сравнительные рассказы о растительном мире. В беседе «Пищевые цепочки в природе», дети познакомились с особенностями питания в природе. Беседы на темы: «О бережном отношении к природе», «Царство воды» - расширили представления детей о природе и научили их бережному отношению к ней.
В непрерывной образовательной деятельности дети систематизировали и закрепляли знания о зимующих птицах. В продуктивной деятельности дети не только закрепили свои умения лепить и рисовать птиц, но и научились конструировать их из бумаги. Также были закреплены и систематизированы знания и умения по темам: «В окно повеяло весною», «Ранняя весна».
В работе мы использовали ИКТ. Были показаны презентации на темы: «Зима», «Птицы нашего края», «Красная книга»,«Кроноцкий заповедник», «Приметы весны», «В мире улиток». Аналогично были проведены викторины с региональным компонентом: «Птицы нашего края», «Приметы весны», «Знатоки Камчатки», «Красная книга».
Дети активизировали свои мышление, память, внимание, речь с помощью дидактических игр: «Природа и человек», «Ассоциации», Что где растет», «Какое время года», «Третий лишний», «Лесник», «Кто, где живет», «Чей домик», «Найди по описанию», «Детки, с какой ветки», «что будет, если…», «Добрые слова» и другие. Также они закрепили знания о внешнем виде деревьев и кустарников, и местах обитания животных, размышляли о различных ситуациях в природе.
Играли в такие сюжетно – ролевые игры как «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», в которых дети распределяли роли, учились оказывать первую помощь питомцам, проявляли заботу о них. Подвижные и малоподвижные игры «Хитрая лиса», «Щука», «Угадай, чей голос», «День и ночь», «Совушка – сова» и другие.
Ежедневно проводились наблюдения во время прогулки по территории детского сада. Дети учились развивать эстетические чувства - умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её. Наблюдали за живой и не живой природой: за птицами, деревьями, кустарниками, за ветром и его сменой направления, снегопадом, льдом, сопками, капелью, ручьями, проталинами, первой травой и т. д.
Ежедневно проводилась работа в уголке природы, где находятся комнатные растения и всё необходимое для ухода за ними. В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений наблюдают за их ростом и развитием, трудятся. Во время этих действий детям прививалась любовь и интерес к живой природе и желание за ней ухаживать. В группе была создана РПП среда – макеты горы – особенность природы нашего края, «Заповедник», «Антарктида». Были созданы картотеки: «Дидактические игры по экологии», «Экологические беседы для детей», «Справочник - определитель редких и охраняемых видов животных и растений Камчатского края», «Лесные этажи», «Пищевые цепочки в природе», лепбук «Будь природе другом», альбом «Я и мой питомец», плакат «Берегите лес».
Большой детский интерес вызвал «Огород на окошке» опыт по выращиванию зеленого лука, бобов и цветов. Дети так увлеклись, что старались не упустить возможность лишний раз помочь зеленым росткам, поливали их и рыхлили землю.
Были проведены экскурсии: в Районном Доме Детского Творчества дети познакомились с различными растениями и животным миром. Узнали, чем питаются черепахи, морские свинки, кролики, и как ухаживать за ними. В теплице, дети наблюдали как растут гранат, ананас, пальмы. Подружились с кактусом.
В районной детской библиотеке детям рассказали о красной книге. Дети узнали, какие виды животных, птиц и растений занесены в красную книгу.
Мы расширяли общую экологическую культуру детей через чтение художественной литературы: К. Чолиев «Деревья спят», В. Бианки «Месяц белых троп», «Кукушка» Ненецкая сказка, А. Барков «Почему ель зимы не боится», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», А. Прокофьев «Все бело» и
другие.
Были проведены развлечения: «Экологическое путешествие», совместно с группой Золотой ключик» «Знатоки природы». Было проведено открытое мероприятие «Викторина «Что? Где? Когда?».
Формирование экологических представлений и экологической культуры дошкольников продолжили через проектную деятельность на тему «Будь природе другом». Через проект дети расширили экологические представления о многообразии животных, познакомились с улитками, моллюсками. Научились бережному отношению к природе. Узнали, как можно помогать природе.
Были показаны мультфильмы: «Фиксики». Серия «Батарейки», «Как мусор уничтожил мир».
Проводилась опытно – экспериментальная деятельность как в саду «»Поговорим о весне», «Тонет – не тонет», «Цветок для мамы», так и дома - исследовательская деятельность с семенами и почвой. Дома дети учились сеять семена и ухаживать за рассадой.
Научить ребенка любить и беречь окружающий мир невозможно без помощи семьи. Поэтому на протяжении всего периода работы с родителями были проведены: Родительское собрание: Круглый стол «Экология и мы». Была проведена акция «Поможем птицам вместе», где родители совместно с детьми изготавливали кормушки и приносили корм для птиц. Изготовлены папки – передвижки на темы: «Давайте беречь природу», «Экология и мы».
Консультации: «Мы и природа», «Мы против мусора».
Проводились индивидуальные беседы с родителями, с помощью которых мы вовлекали их в образовательный процесс: «Как играть в игры по экологии», Экологическая сказка», «Сочиняем сказки о природе вместе с детьми».
Многое не успели провести из – за нерабочих дней в связи с коронавирусной инфекцией. Мы, совместно с родителями, продолжим работу по этой задаче.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В нашем селе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д.
Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром