Виктория Серенко
Программа по самообразованию «Театр — как средство развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- художественным образованием и воспитанием детей.
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к
выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Основная цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми
материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей
становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи
дошкольников.
2. Разработать перспективный план мероприятий.
3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового
опыта, речевой активности ребенка.
4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику
6. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
Формы организации театрализованной деятельности :
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
- Игра;
- Инсценировка и драматизация;
- Объяснение;
- Показ;
- Личный пример;
- Беседы;
- Обсуждения;
- Просмотр видиофильмов;
- Разучивание произведений устного народного творчества.
Формы работы:
- индивидуальная
- групповая
Средства :
- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);
- Литературные произведения, иллюстрации;
- Разные виды театров – настольный театр ложек, пальчиковый театр, театр масок, плоскостной, теневой, театр Петрушки, театр фартуков и др.
Ожидаемые результаты:
1. Совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй,
речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно
высказываются, отстаивают свою точку зрения.
2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
3. Обогащение театрального уголка.
4. Повышение культурного уровня дошкольников.
Срок реализации программы : 4 года
Программа реализуется во время занятий, а также в течение всего дня воспитанниками старших групп, их родителями, воспитателями и педагогами, работающими в детском саду.
Взаимодействие с социальными структурами села: дом культуры, библиотека, этнодеревня казаков – некрасовцев.
Ожидаемые результаты:
- приобретение речевых навыков: пополнение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи.
- полноценное развитие всех сторон речи детей : диалогической и монологической.
- эмоциональная и выразительная речь. - положительное отношение к театральным играм у 100%детей.
- развитие творческих способностей.
- умение детьми распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.
Перспективный план:
Сроки работы Формы работы Практический выход
Август
Разработка дополнительной модифицированной программы по театральной деятельности для детей 3 – 7 лет.
Разработка календарно – тематического планирования
Сентябрь - Октябрь
Изучение методической литературы.
Подобрать материал к центру театральной деятельности «В гостях у сказки»
Подобрать игры, стихи, сценарий, песни – хороводы для осеннего утренника
Составление картотеки использованной литературы
Оформление в группе центра театра «В гостях у сказки»
Осенний утренник
Октябрь – ноябрь
Разработка картотеки «Игры во второй младшей группе».
Картотека по театрально – игровой деятельности.
Ноябрь
Подготовить игру – инсценировку «Волк и семеро козлят»
Праздник «День матери»
Декабрь
Подобрать игры - инсценировки, стихи, песни – хороводы для новогоднего представления.
Новогодний праздник
Декабрь - март
Разработка проекта театральной деятельности «В гостях у сказки».
Работа над проектом
Сентябрь - май
Проведение театрализованной деятельности с детьми в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.
Оформление материала для родителей «Жизнь группы» с фотоматериалом
Сентябрь - май
Пополнение оснащения в центр театра «В гостях у сказки» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей младшего возраста.
Оформление различных театров из бросового материала
Февраль - март
Подготовка к 23 февраля и 8 марта
Театральная деятельность в детском саду
Театральное представление по сказкам на утренниках
Апрель
Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях.
Сбор фотоматериала
Май
Подготовить открытое мероприятие для отчёта
Отчёт
Взаимодействие с родителями.
Ноябрь
Мастер - класс «Театрализованные игры дома»
Декабрь – март
Участие родителей в проекте
Январь
Родительское собрание ««Игра – не забава»
Весь период
Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:
«Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»
«Речь и пальчиковый театр»
«Пальчиковый театр дома»
"Театр из бросового материала"
"Куклы - образы. Их значение в развитии дошкольника"
«Развитие у детей сценического искусства»
«Воспитание дружеских отношений в игре» и др.
Оформление тематических стендов