Ирина Кузнецова
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность - это не просто игра. Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность выбранной темы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» обусловлена тем, что многие дети в старшем возрасте с нарушением речи, театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Поэтому в нашем дошкольном учреждении в 2019-2020 учебном году педагогическая работа была направлена на решение одной из годовых задач по развитию речи : театрализованная деятельность как эффективное средство развития речи детей раннего и дошкольного возраста.
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, а ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают организация театрализованной деятельности. Поэтому мы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре разработали долгосрочный проект «Волшебный мир музыкального театра «Сказка» и реализовали в течение учебного года. В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Мы считаем, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Целью нашего проекта является создание условий для развития творческой и речевой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечение становления партнёрских отношений между детьми. Исходя из цели, поставили следующие задачи:
1. Развивать умение передавать свои чувства в художественных образах сказки: выразительной речи; пении; пластике; мимике; эмоции;
2. Совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь.
3. Развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок, способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.
4. Учить понимать занимательность сюжета сказки, особенность их языка и формировать у детей устойчивый интерес к художественной литературе.
5. Воспитывать интерес к театру как искусству, навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
6. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства.
7. Активизировать участие родителей, педагогов в совместной актерской игрой в одном спектакле.
За год работы по теме самообразования изучили следующую литературу:
- нормативные документы по проблеме «Что должны знать о ФГОС каждый педагог ДОУ»;
- Слепцова И. Ф. (Программа стандартизации содержания дошкольного образования, САН ПИН;
- Агапова И., Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей»;
- Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»;
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий;
- Доронова Т. М., Доронова Е. Г. "Развитие детей в театрализованной деятельности";
- Доронова Т. М. "Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности";
- Резцова С. В. Комплексно-тематическое планирование сказочных представлений 4-7 лет;
- Интернет ресурсы.
Работу начали по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды. Разработали и составили план совместной деятельности с детьми и план взаимодействия с родителями на учебный год. Разнообразили и дополнили развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности.
В своей работе используем следующие виды театра : настольный, теневой, пальчиковый, костюмированный БИ-БА-БО, сюжетно-ролевый (с применением шапочек, масок, кукольный. Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Репка». Показывали этюды «Злой», «Добрый», «Весёлый», «Грустный», «Угадай, что я делаю?», «Что за герой?», «Падающая снежинка» и т. д. Играли в театрализованные игры : «Волшебное превращение», «Представь себе», игра на имитацию движений («Варим борщ», пальчиковые игры на развитие речевой активности и умение передавать характер животных. Обыгрывали с детьми знакомые сказки по ролям и с помощью настольного театра. Учили детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивали диалогическую речь. Также рассказываем про любимые игры и сказки: «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка» (чтение, пересказ). Проводилась работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам, а так же по составлению связного рассказа по картинкам с опорой на образец воспитателя. Работая над выразительностью интонировать голоса героев сказки, на фланеллеграфе показывали любимые сказки «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Маша и Медведь» и др. Показывая настольный и кукольный театры, детям давали возможность проявить себя наедине с куклой и друзьями, развивая фантазию, воображение.
Для выполнения упражнений на развитие дикции, эмоциональности совместно с педагогами изготовили картотеку скороговорок, чистоговорок, сказок, «Мимические этюды и упражнения». Создали конусный театр к сказке «Муха-Цокотуха», пальчиковый театр по любимым русским народным сказкам. Научили детей моделированию сказок и загадок с использованием мнемотаблиц.
В течение года в нашей группе прошли праздники: «Осенний праздник», «День матери», «Новогодний утренник», «Мама – солнышко мое», «День защитника Отечества», тематические развлечения «Мой край родной – Югра», «Подари книгу с любовью», спортивные досуги и ритмопластика с родителями. Наши дети читают стихи наизусть, любят сказки, умеют сочинять свои сказки, рассказывать и показывать их.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родителей привлекали к активному участию в жизни группы и детского сада. Они оказывают помощь в разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Проявляют свои способности в совместных мероприятиях и выставках: «Осенняя ярмарка», «Умелые руки мамы», «Мастерская Деда Мороза». Оформляли родительские уголки папками-передвижками: «Что такое театр», «Правила поведения в театре»; консультации: «Организация домашнего театра».
«Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»; рекомендации «Как поддержать интерес к театру», агитировали родителей на совместное с детьми посещение театров. Также в этом году мы активно взаимодействуем с социумом: посещаем городскую центральную детскую библиотеку; к нам ежемесячно приезжают с театральным представлением.
Вывод. В результате проведенной работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы, выражать эмоции, такие как сочувствие, радость за сказочного героя. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.
]Перспектива. В дальнейшем планируем работать над этой темой, т. к. считаем ее актуальной. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.