Елена Попова
Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование по теме
«Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Воспитателя
МБДОУ д/с №37
г. Ельца
Поповой Е. М.
сентябрь 2022 - май 2023 г. г.
В 2022-2023 г. г. мной продолжена работа по формированию сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр. Хочу напомнить
актуальность данной темы:
Публикация «Отчет по теме самообразования „Сенсорное развитие детей 3–4 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель работы: развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
- продолжать формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
- продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- развивать мелкую моторику.
- совершенствовать и обновлять в группе предметно- развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.
- повысить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4лет»
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Предполагаемый итог:
- изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков
- обогащение предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в группе.
- сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам развития сенсорных способностей у детей.
Содержание работы над темой.
Этапы работы:
1 этап- подготовительный
2 этап- практический
3 этап-заключительный
Подготовительный этап:
- анализ и подбор методической литературы, материалы, дидактических игр
- изучение современных требовании к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей в соответствие с ФГОС
- подбор консультации и рекомендации для родителей
- создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.
Практический этап:
Работа с детьми:
1. Дидактические игры с детьми : а) игры направленные на развития зрительного восприятия (цвет, форма, величина)
б) игры направленные на развитие слухового восприятия (слуховое внимание, тембр)
в) игры направленные на развития моторики предметы-вкладыши, дидактические игрушки, различные виды застежек (пуговицы, кнопки)
г) игры с цветным конструктором крупного размера, с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме, с матрешками, геометрическими вкладышами и т. д.
д) мозаика: настольная и напольная
е) настольно-печатные дидактические игры
2. Самостоятельные игры детей
Перспективный план работы по данной теме :
Сентябрь
Д/и «Собери пирамидку»- учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
Д/и «Вкусные овощи»- закрепить умение детей различать овощи по вкусовым качествам и запаху.
Рисование «Цветные шары» -учить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы.
Аппликация «Красивые флажки» -учить чередовать изображения по цвету.
Октябрь
Лепка «Большие и маленькие морковки» -учить лепить предметы удлиненной формы
Д/и «Построим башню» -познакомить со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой маленький).
Д/и «Веселые матрешки»- учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д/и «Фигуры играют в прятки»-познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Рисование «Украшение фартука» -развивать цветовое восприятие.
Ноябрь
Д/и «Грибы на полянке» -учить детей различать количество предметов, обозначать словами один, много.
Аппликация «Построим большой дом» -развитие представлений о геометрических фигурах.
Д/и «Золушка»-развивать мелкую моторику.
Д/и «Разложи фигурки по домикам» - учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Декабрь
Д/и «Ленточки» -учить сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения и приложения.
Д/и «Прищепка»- развивать мелкую моторику рук.
Д/и «Рисуем на крупе»-развивать моторику рук детей, развивать фантазию ребенка.
Д/и «Художники»- познакомить детей с оттенками основных цветов.
Аппликация «Бусы на елку»- закреплять знания о круглой и овальной формах.
Рисование «У кого какой домик»- закреплять представления о различии предметов по величине
Январь
Д/и «Сравни по высоте»- закреплять умение сравнивать предметы по высоте.
Д/и «Сделаем матрешке бусы» -закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Рисование «Украшение платочка» -развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Д/и «Тактильные мешочки» -развивать тактильные качества, мелкую моторику рук.
Февраль
Лепка «Мы лепили снеговика» -продолжить учить лепить круглые предметы.
Д/и «Башенки для гномиков»- закрепить знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д/и «Геометрическое лото» - познакомить со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой.
Д/и «Какое что бывает?»-учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, развивать внимание.
Рисование «Украсим полосочку флажками» -учить рисовать предметы прямоугольной формы
Аппликация «Самолеты» - учить составлять изображения из деталей.
«Найди пару»-научить детей определять назначение предметов;
устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов.
Март
Д/и «Тут и там» -знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами тут, там, далеко, близко.
Д/и «Поручение»- обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Д/и «Сложи из палочек»- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Апрель
Д/и «Разрезные картинки» -развивать сенсорное способности детей, умение по части восстанавливать целое.
Лепка «Чашечка» -учить лепить, упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления
Д/и «Цветные крышечки»- развивать мелкую моторику
Д/и «Чудесный мешочек»- закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета, умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
Май
Д/и «Забавные лодочки»- используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) тонут. Организовать детское экспериментирование.
Д/и «Летящие бабочки» -закреплять знания детей о цвете предметов, умение соотносить предметы по цвету.
Д//и «Разложи фигурки по домикам»-закреплять знания о плоских геометрических формах – квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике; учить подбирать нужные формы разными методами.
Работа с родителями:
1) Консультация «Роль дидактических игр по сенсорике в умственном развитии детей»
2) Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей.
3) Наглядная информация: папки передвижка «Развиваем сенсорику дома»
4) Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития
детей.
Заключительный этап.
Анализ проделанной работы:
В ходе работы над темой были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. У детей появился интерес к дидактическим играм.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Используемая литература:
1) «Детство» Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г.
2) Лебедева А. Н. «Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста» Москва, «Школьная пресса» 2004
4) Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнение по сенсорерму воспитанию дошкольников» М. : Просвещение, 1997
5) Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Издательство «Мозаика»- Синтез 2009