Любовь Гомоюрова
Отчет по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей средствами ознакомления природы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: На современном этапе происходит обновление содержания дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. ФГОС – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Публикация «Отчет по самообразованию „Познавательно-исследовательская деятельность детей средствами ознакомления природы родного края“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Цель: изучить особенности экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края.
Задачи:
1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обобщить практический опыт коллег, поучаствовать в обмене опытом.
3. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
4. Привлекать родителей к воспитанию экологической культуры поведения у детей.
5. Развивать познавательный интерес у детей через ознакомление с природой.
6. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.
В детском саду наряду со многими проблемами, стоит проблема возможности собственной исследовательской активности вещей и явлений окружающего мира в доступной и привлекательной для дошкольника форме. В процессе работы в ДОУ, мне показалось, что при использовании экспериментальной деятельности, а также в получении ребенком возможности проявить собственную исследовательскую активность, основанную на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог-ребенок-родитель» у дошкольника формируется целостность картины мира, повышается уровень познавательных способностей. Развивается любознательность, логическое мышление.
На первом этапе работы была подобрана и изучена методическая литература следующих авторов: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-Экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, А. Ю. Кузина, С. Е. Анфисова, Л. В. Бадул «Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации» (по ФГОС).
Для решения всех перечисленных задач мною был разработан план по познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в средней группе. Проведены наблюдения в природе, эксперименты в неживой природе, игры-экспериментирования по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы «Снег и лед-вода», «Что тяжелее», «Тонет не тонет», «Окрашивание воды». Детям были показаны видеоролики по ознакомлению с объектами живой и неживой природы, с участием мультипликационных персонажей. Проведены презентации по теме: «Части растений», «Лесные птицы», «Лесные звери», «Солнечная капель». Также была проведена выставка творческих работ «Наш огород» и детской художественной литературы «Все о природе». С детьми проводились познавательные беседы, составлялись совместные рассказы о природе.
Для работы с родителями мною были подобрана консультация «Воспитание любви к природе у дошкольников». Родители привлекались к участию в конкурсах поделок «Елочка-зеленая иголочка», а также акции «Покормите птиц зимой» и в выставке детской художественной литературы «Все о природе». Весной был проведен мастер- класс «Скворечники своими руками».
Результат изучения темы: Анализ по данной теме позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. В результате работы над темой у детей повысился уровень экологических знаний родной природы. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей
Перспективы на следующий год:
• Продолжить работу по теме «Познавательно – исследовательская деятельность средствами ознакомления с миром природы родного края».
• Изучить новинки методической литературы.
• Использовать полученные знания на практике.
• Продолжить работу по привлечению родителей.
•
Литература:
1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.
2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
6) Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
7) Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.