Шишина Лариса
Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию за 2020-2022 уч. год
Воспитателя МБДОУ д/с №46 «Совёнок»
Шишиной Л. С
Тема: «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать, и я пойму»
В мировой практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, познавательных способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст - время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.
Публикация «Отчет по самообразованию „Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника — значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.
В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание ини-циативной преобразующей активности дошкольника, развитие его позна-вательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме по-исковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.
В целом познавательная активность определяется как качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.
Основой познавательной активности выступают познавательные потребности. Познавательная потребность также находит свое выражение в форме исследовательского поведения, исследовательской активности и инициативности, направленных на познание окружающего мира.
Исследовательское поведение (это наиболее общее понятие) - неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания и развития в изменяющейся среде. Исследовательское поведение свойственно ребенку с момента появления на свет, оно позволяет ему ориентироваться в мире и познавать окружающее.
Исследовательская активность понимается как выраженное, настойчивое стремление личности, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Познавательная мотивация ребенка выражается в его исследовательской активности, результатами которой становятся получение нового знания и возможность дальнейшего развития опыта познания и деятельности.
Исследовательская активность наиболее ярко проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними.
Для реализации поставленных задач были созданы условия в предметно-развивающей среде группы (центр экспериментирования, уголок природы, мини-лаборатория, игровой деятельности).
В группе соединили зоны живой природы с неживой природой, расставили горшки с комнатными растениями. С детьми создали коллаж «Лес», в котором нарисовали на листе бумаги неровную полоску земли, обозначающую впадины и возвышенности. На возвышенностях наклеили «камешки» (комочки, сжатые из бумаги, а во впадине нарисовали воду. На небе нарисовали солнышко, затем облака и даже тучу.
Сделали небольшую лабораторию, где собрали:
• приборы-помощники: лупы, микроскопы, магниты;
• разнообразные сосуды их различных материалов (пластмасса, стекло, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, спил дерева, шишки; косточки абрикоса и персика, желуди, скорлупа грецких орехов, каштаны; семена (тыква, морковь, огурцы, горох, фасоль, кукуруза, томат, свекла, арбуз)
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
• медицинские материалы: пипетки, шприцы (без игл, резиновые груши, ватные диски, ватные палочки;
• прочие материалы: воздушные шарики, зеркальца, мыльные пузыри, мыло (хозяйственное, детское твердое и жидкое, декоративное, набор для изготовления мыла, набор выращивания кристалла, пробки, крышки, ложечки, трубочки пластмассовые, прищепки, крупы (сахар, пшено, манка, мука, соль, горох, гречка, макароны, фасоль, вермишель, рис, различные виды бумаги и ткани.
Собрали с детьми шишки, плоды каштана для изготовления поделок. На этом этапе дети выяснили первые связи и зависимости в природе. Например, из тучи пошел дождь. Дождь - это вода. Вода, падая на землю, либо уходит в глубь, либо скапливается на поверхности. Дети выяснили, что вода скапливается в низинах и впадинах. В лаборатории проводили опыты с водой (вкус, запах, выяснили из чего состоит земля (чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений) и какая она на ощупь (мягкая, рыхлая, влажная, сухая). Познакомились с небесными светилами: Солнце, Звезды, Луна. С родителями и детьми сделали фотовыставку «Я и вода». На лето дети и родители задание: собрать коллекцию почвенных пород (ракушек, камней, известняка, глины, угля, гербарий.
Дети с интересом слушали сказки о происхождении камней, об умелых мастерах, которые изготавливали из них произведения искусства, создавали альбомы с рисунками.
Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, что очень важно. Благодаря опытам у детей развивались способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.
Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе.
Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких, «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас). «Значение воды в жизни растений» : опыт с корнями (определение необходимого количества воды растениям с корнями как стержень и корнями как мочалка, опыт, доказывающий движение воды по стеблю (опыт с трубочками, испарение воды с листа (вместо листа – ладонь ребенка) и т. д.
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
Постепенно элементарные опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и игровое- занимательное. Игровой мотив усиливал значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях и качествах природных объектов становились более осознанными и прочными.
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей –Мудрая Сова. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: “Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?”
Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимал процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, моделей, пиктограмм. Работа в лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:
бери только нужные для работы материалы;
работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, на подносе;
пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;
клади на место все материалы по окончании работы.
Особенно интересно было детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов, огурцов, арахиса, лука в специальные стаканчики, дети наблюдали за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Делали поэтапные зарисовки.
Развивали у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки — снег дождь, град; свойства песка, воды; утро — вечер, день — ночь и т д., а также знакомили с объектами живой природы — комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретали определенный багаж знаний о мире природы. У них возникал познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задали вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» Внимание детей становилось более устойчивым, они могли довольно долго наблюдать за животными и растениями.
В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на нас, педагогов.