Наталья Петровна Артонова
Отчет по самообразованию «Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год
Тема самообразования :«Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний»
Цель – формирование у детей младшего школьного возраста элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций с использованием развивающих и дидактических игр.
Публикация «Отчет по самообразованию „Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических знаний“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
2. Обогащать развивающую среду в группе развивающими и дидактическими играми.
3. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
4. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий, развивающих и дидактических игр.
5. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
6. Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста.
Формы проведения
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Выбор данной темы не случайный, так как я считаю, что наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Не просто бывает воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике; сформировать у детей познавательный интерес; желание и привычку думать, стремление узнать новое. Поэтому для развития познавательного интерес к математическим знаниям я использую разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одно из эффективных средств -пробуждения живого интереса к учебному предмету - игру. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности. В. А. Сухомлинский.
Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами.
При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаю условия: не использую оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов. Создаю атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощённости. Снимаю с детей чувство страха за ошибку, снимаю с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравниваю между собой детей с разными учебными возможностями.
Игры направлены на развитие логического мышления, а именно, на умение устанавливать простейшие закономерности, порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Для развития интеллекта должное внимание уделяю развитию речи. В ходе игры не только задаю заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговариваю с детьми по теме и сюжету игры.
В совместной деятельности использую потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаю с помощью наглядных пособий, дидактического материала. На некоторых занятиях использовала цветные палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера могут быть использованы как индивидуально, так и в небольших группах детей. Этот дидактический материал помогает детям развивать фантазию, воображение, творческие способности и позволяют овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Большое внимание на занятиях и в индивидуальной работе уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаю задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные фигуры – круги; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры – маленькие; или черный круг, потому что все остальные фигуры – белые. В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Но вариант может быть и неверным, тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
В течение учебного года была создана следующая подборка дидактических игр : «Ассоциации», «Яблоня цифр», «Составь узоры из геометрических фигур», «Собери по о», «Ходилки», «Собери целое», «Найди одинаковые шары» и т. п.
Таким образом, через математическую деятельность с применением социально - игровой технологии у детей формируются интеллектуальные – познавательные способности: умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и и вариативное мышление. У них увеличивается объем памяти и внимания. Развивается речь, умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Считаю, на данном этапе цель достигнута, задачи решены. На следующий учебный год планирую продолжить работу над данной темой.