Валерия Банщикова
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
События наших дней позволяют сделать вывод о том, что вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Правильное отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Публикация «Отчет по самообразованию „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По этой причине экологическое воспитание – одна из ведущих задач дошкольного образования по ФГОС. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Для более эффективного результата важно уделять внимание экологическому воспитанию в разных видах деятельности.
Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Целью работы над темой стало создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к окружающей природе в процессе различных видов деятельности.
Для достижения цели был поставлен ряд частных задач:
- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам экологического воспитания детей;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- транслировать собственный опыт работы в СМИ.
Организация работы над темой
В процессе работы над темой была изучена методическая литература, проанализирован опыт коллег в данном направлении. Проведен мониторинг знаний детей по направлению «Экологическое воспитание». За основу были взяты методики: В. В. Смирновой, Н. И. Балуевой, Г. М. Парфёновой (по программе «Тропинка в природу»). В октябре 2020 был выявлен преимущественно низкии уровень развития знаний по экологии у большинства детеи.
С учетом полученных данных в течение учебного года был составлен план мероприятий, предполагающий работу с детьми в разных видах деятельности. Так, в течение года в практику работы с детьми были включены следующие формы работы:
- дидактические игры и пособия, направленные на развитие у детей представлений о живой природе, а именно: расширение представлений детей о животных и растениях, формирование представлений об особенностях внешнего строения живых организмов, знаний детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, систематизация знаний о правилах поведения в природе и тд;
- беседы с детьми о природе;
- продуктивная деятельность : рисование, аппликация, лепка;
- чтение художественнои литературы и фольклора;
- труд в природе: сбор природного материала, уход за комнатными растениями, посадка огорода и цветов.
- двигательная деятельность : экологические физминутки.
- экспериментальная деятельность : опыты с песком, водой, снегом, льдом, воздухом, камнями, светом.
В течение года была усовершенствована развивающая предметно – пространственная среда в группе:
- оформлен центр экологии «Уголок родной природы»;
- осуществлен подбор природного материала: шишки, орехи, камни, ракушки;
- составлена картотека игр с экологическим содержанием;
- составлена картотека пальчиковых игр сэкологическим содержанием;
- составлена картотека экологических физминуток;
- составлена картотека опытов с природным материалом;
- разработаны и изготовлены дидактические пособия: «Собери цветок», «Кто где живет», «Чей хвост».
В течение учебного года продуктивно велась работа с родителями воспитанников :
- проведено анкетирование «Экологическое воспитание в семье»;
- подготовлены консультации: «Что дети думают о природе?», «Зеленый мир на окне», «Природа в жизни семьи», «Покормите птиц зимой», «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание дошкольников», «Правила поведения на природе»;
- организовано участие в акции «Фестиваль кормушек»
- проведено родительское собрание «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома».
Опыт работы по теме представлен коллегам в форме консультаций: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста», «Использование дидактических игр в экологическом воспитании».
Результат
В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам показателей мониторинга по направлению «Экологическое воспитание».
Результат мониторинга на начало учебного года октябрь 2020 и конец учебного года май 2021
- у детей сформированы реалистические представления о природе (растения и животные, значительно расширился кругозор,
- дети стали проявлять интерес к объектам природы;
- у детей расширились знания о живой и неживой природе;
- у детей сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы;
- у детей сформировалось бережное отношение к объектам природы.
- произошло значительное повышение знаний у родителей воспитанников о способах реализации экологического воспитания в семье.
По результатам работы в течение учебного года систематизирован материал по воспитанию экологической культуры детей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей младшего дошкольного возраста.
Перспективы на будущий год
Подводя итоги работы над темой, принято решение в дальнейшем продолжить изучение данного направления с новой группой воспитанников.
Список использованной литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. :Детство – Пресс, 2003.
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.
3. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Николаева С. Н. «Юный эколог». - М. : Мозаика-Синтез, 2015
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Новая школа, 2015.
6. Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. № 12. С. 37–41.
7. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40–49.
8. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с.
9. Рыжова Н. А. Экологические игры // Дошкольное образование. — 2009г. № 4.