Марина Ивановна Рыжкова
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании»
Отчет по самообразованию на тему:
«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании»
Воспитатель: Рыжкова Марина Ивановна 2019год
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»
(Э. Успенский)
Актуальность работы заключается в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Я определила цели своей работы: - Повышение профессиональной компетентности по вопросу развития творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Предо мной были поставлены следующие задачи: 1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Формировать умение оценивать созданные изображения.
4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и стимулировать их совместное творчество с детьми.
Для решения образовательных задач было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку (в НОД, ОД, РМ, самост. д-сть.).
Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Поэтому я подобрала разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы для изобразительной деятельности: кисточки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, краски, пластилин, разноцветное соленое тесто, штампы из овощей для печатания, ватные палочки, трубочки, бумага разного качества, бросовый материал, губки, пульверизатор, и т. д. В группе есть стенд для выставки детских работ.
У детей 1-й младшей группы уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства (счетные палочки, бусины, прищепки)
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В младшем дошкольном возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика чем карандаша или кисточки. Этот способ облегчает ребенку свободу действий. С помощью этого способа рисования у нас получились такие рисунки: «Ветка рябины», «Чей след»
Дети трех лет еще не достаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. Такой способ рисования оказывает на детей позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет. Работы: «Осеннее дерево», «Черемуха»
Детей младшего дошкольного возраста я учила рисовать ладошкой, этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Ежик», «Букет тюльпанов», «Аквариум» и др.
Уже с младшей группы мы рисуем отпечатками овощей, печатками из картофеля, с детьми мы выполнили такие рисунки «Компот из яблок», «Рукавичка» (картофель, «Букет для мамы» (пекинская капуста… Так же мной были даны мастер-классы по нетрадиционной технике рисования штампование овощами на базе МБДОУ «Д/с «Островок», для родителей и воспитателей и на базе ИРОСО.
Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно-творческие способности. Кроме того использовали печать паралоном, рисование оотиском бумаги, рисование свечой, полусухой жесткой кистью.
Подводя итоги работы, направленной на развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении с использованием и усовершенствованием уже знакомых техник, а так же вводить новые техники доступные и отвечающие возрасту детей.