Галина Масокина
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Мой опыт
«Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего возраста»
После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.
Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы. Поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз.
К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры.
Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «конструктор», различными мозаиками.
Вечером дети, с удовольствием, разбирали и собирали матрёшки.
Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи : на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки («Репка», «Курочка Ряба», и т. д.,
В своей работе «Дидактическая игра, как средство развития речи младшего возраста», я ставила и решала следующие задачи:
1. Развитие понимания речи;
2. Закрепление детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
3. Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.)
4. Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
5. Развитие активной речи;
6. Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов.
7. Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
8. Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
9. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
Мною изготовлены следующие дидактические пособия :
1. Игры на развитие мелкой моторики рук : «Игра с прищепками»;
2. Игры, способствующие развитию восприятия цвета : «Спрячь мышку», «Цветные корзинки», «Подбери пару варежек», «Подбери заплатку к одежде»
3. Игры для ознакомления с окружающим миром: «Разноцветная посуда».
Автор одной из первых отечественных педагогических систем,
Е. И. Тихеева, сказала: «Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.
Работа с родителями.
К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.
Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, что им хватает игр и занятий в детском саду.
В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребё нку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки.
Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром или вечером, во время бесед с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами - чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях.
Проводила консультации для родителей
Проводила анкетирование родителей, целью которого было - лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей и т. д.
Заключение.
Я заметила, что дети уже в середине года стали гораздо лучше разговаривать, предложение состоит из двух- трёх слов, дети активно произносят новые слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т. д.)
Дети, стали более активными.
Диагностика, проведённая в начале года и в феврале учебного года по развитию речи :
начало года: высокий уровень-; средний уровень- 4 детей; ниже среднего-11 детей.
Работу по развитию речи посредством дидактической игры я продолжаю, в дальнейшем будет проведена диагностика в конце учебного года, в мае.
Мой опыт работы свидетельствует о том, что необходимо создавать обязательно условия для игр:
1. Подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические
игры.
2. Продумать, как разместить дидактический материал и игрушки.
3. Обеспечить место для игр.
4. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывать их по окончанию деятельности.
Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах младшего возраста - основной формой организации учебного процесса.