Кислицына Наталья
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством дидактических игр".
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.
Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Рисование ватными палочками в 2 года.
Поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Задачи:
Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы:
-совместная работа с детьми;
-индивидуальная работа;
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
Этапы работы.
I. Теоретический этап.
Изучение учебно-методической литературы:
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
В течение года
II. Практический этап.
Создание картотеки пальчиковых игр
Сентябрь
Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста», «Ёжик».
Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики.
Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»
Октябрь
Д/и. : «Прищепки»
Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «лучики для солнышка», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.
Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Ноябрь
Игры: «Рыбалка», «Поймай птичку»
Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (птички).
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
Декабрь
Д/и. «Шнуровка-снеговик», «Бусы для мамы», "Корзина с цветами"
Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности
Январь
Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Февраль
Д/и «Подбери по цвету крышку», «Укрась снеговика», «Светофор»
Создание пособия для игры с разноцветными крышками от бутылок
Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки.
Март
Д / И : «Массажный коврик (мячик)»
Создание картотеки игр с массажными ковриками, мячиками
Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений.
Апрель
Д/и «Веселые пальчиковые игры и упражнения с карандашами».
Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников.
Май
Настольная игра «Мозаика», «Разрезные картинки»
Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Составление из частей картинку.
Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников
III. Оценочный этап.
Диагностика уровня развития мелкой моторики
Анализ работы по теме самообразования
Проведение контрольного диагностического исследования.
Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, силу, гибкость, а так же исчезает скованность движений.