гюзель шакирова
Отчет по самообразованию «Развитие познавательной деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
воспитателя МБДОУ «Детский сад №5 с. Иглино»
Шакировой Гюзель Курбановны по теме:
«Развитие познавательной деятельности у старших дошкольников»
Закружится мой день неугомонный,
И я люблю всю эту чехарду.
В нём колокольчик радости бездонной
В нём детский смех, вопросы «Почему?
Зачем да как? Когда? А раньше было?»
И всем ответь, всем помоги понять.
Чтоб не погасло, чтобы не остыло,
Желанье знать, исследовать, искать.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие познавательной деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Работа велась в течение 3х лет с 2018 по 2021г. и заключалась в реализации трех его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе 2018-2019г. изучение теоретических основ актуального педагогического опыта, которые заключались в подборе и ознакомлении c необходимой методической литературой, а также в проведении первичной диагностической работы и отборе развивающих методов и приемов работы
Формирующий этап 2019 - 2020г. проходила практическая реализация познавательной деятельности.
В процессе контрольного этапа 2020-2021г выявлялась результативность проделанной работы.
Актуальность
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Китайская пословица
Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес, выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Ведущая идея моего опыта состояла в развитии интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада. Проектная деятельность смогла объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировала настоящее сообщество детей и взрослых. Метод проектов рассматривалась как один из вариантов интеграции. Детям давались знания не в готовом виде, им давалось возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята смогли стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектировали свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Задачи
Основными задачами развития познавательной активности у дошкольников являются :
• развитие интереса к исследовательскому поиску;
• создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
• организация работы с родителями по развитию познавательной деятельности дошкольника;
• организация предметно-развивающей среды.
Методы
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие познавательное развитие, развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :
а) в организованной образовательной деятельности :
Проектная деятельность;
• «Вкусно,здорово, полезно»,
• «Снеговик в гостях у ребят»,
• «Здравствуй, Зимушка- зима»,
• Региональный проект «Дети за раздельный сбор мусора»,
• «Елочка зеленая в гости к нам пришла»
ООД-путешествия;
• «Наше село Иглино»,
• «Весна в гости к нам пришла»,
• «В гости к Зиме»,
• «Страницы книжной истории»,
• «Путешествие в Страну не выученных уроков»
ООД в форме дидактических игр
в) в повседневной деятельности :
наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
• Наблюдение за попугаем,
• Экскурсия в медицинский кабинет детского сада
• Экскурсия по детскому саду
дидактические и сюжетно-ролевые игры;
• «Дочки- матери»,
• «Магазин»
• «Поликлиника»
• «Пожарные на ученьях»
опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
• «Мыльные пузыри»
• «Свойства снега»,
• «Свойства воды»
совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
• Конкурс скворечников «Дом для птиц» (Грамоты в номинации «Экологический скворечник», Грамота в номинации «Оригинальный дизайн»
участие в конкурсах
• Конкурс в ДОУ «Ярмарка талантов» (1 место)
• Конкурс в ДОУ «Лучший уголок безопасности» (Грамота в номинации «Самый интересный дидактический материал»
• Конкурс в ДОУ «На лучшее методическое обеспечение группы по математическому развитию» (Грамота в номинации «За грамотное методическое комплектование игрового материала по сенсорному развитию детей»
• Районная акция «Птицы родного края» (1 место в номинации «Фотоотчет»
• Смотр –конкурс визитных карточек групп, кабинетов «С днем рождения, детский сад!» (Грамота в номинации «Воспитание красотой»)
• Участие во всероссийской викторине «Самый умный дошколенок!» (Диплом за 2 место)
презентации.
• Жалобная книга природы»,
• «Технология исследовательской деятельности в ДОУ»,
• Уголок природы в подготовительной группы,
• «Визитная карточка группы «Дружная семейка»,
• «Фототерапия»
• «Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
г) курсы повышения квалификации, вебинары
• «Актуальные проблемы организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»
• Участие в вебинаре «Программа воспитания в современной дошкольной образовательной организации»
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает:
a) Детскую лабораторию
b) Подборку литературы :
Детские энциклопедии:
• «Животные России»,
• «Насекомые»,
• «Родная природа»,
• «Загадки природы»,
• «Современная детская энциклопедия хочу знать», «Млекопитающие»,
• «Живая природа»,
• «Планета Земля»,
• «Космос»,
Детская художественная литература
Рассказы по картинкам:
• «Лето»,
• «Осень»,
• «Весна»,
• «Зима»
c) Наглядно – дидактические пособия:
Растительный мир, животный мир, неживая природа :
• Картины о природе,
• Картинки о домашних и диких животных
Папки :
• «Времена года»,
• «Цветы»,
• «Деревья»,
• «Комнатные растения»,
• «Насекомые»,
• «Мир птиц»,
• «В царстве растений»,
• «Морские жители»
• «Моя республика –Башкортостан»,
• «Село Иглино»,
• «Национальные костюмы народов России»,
• «Национальные традиции башкирского народа»
Дидактический материал:
• «Животные России»,
• «Природные явления»,
• «Дикие животные»,
• «Загадочные животные»,
• «Домашние животные»,
• «Ягоды»,
• «Насекомые»
Дидактические карточки;
• «Овощи»,
• «Правила поведения»,
• «Виды спорта»,
• «Транспорт»,
• «Изучаем время»,
• «Насекомые»
Лото:
• «Птицы»,
• «Птицы и животные»,
• «Растения»,
• «Времена года»
Демонстрационный материал
• «Математика в детском саду»,
• «Народы России и ближнего зарубежья»,
• «Направо-налево»
Результативность проделанной работы.
Работая над этой темой я смогла и поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а так же позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень во влеченности в деятельность. Все участники приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности