Маржанат Амангельдиева
Отчет по самообразованию педагога по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Березка» с. Степное Степновского муниципального округа Ставропольского края
Отчет по самообразованию педагога
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Выполнила: воспитатель
Амангельдиева М. К.
2020-2021 учебный год
Актуальность
Публикация «Отчет по самообразованию педагога по теме „Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Для того, чтобы способствовать умственному и, в частности, речевому развитию детей, ученые призывают уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им.
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4–5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.
Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая деятельность, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.
Цель: : повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Создание условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей в группе.
Задачи:
изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ;
определить наиболее эффективные приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей;
разработать перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры»;
воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр;
побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;
привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы : изготовление атрибутов к играм;
представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
В соответствии с планом: изучение литературы и опыта коллег, создание развивающей среды, деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:
1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
2. Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
3. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» младший возраст.
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : 2017.
5. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
6. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 1978
7. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание : Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
8. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В. М. Изгаршевой. – М. : Просвещение, 1987
9. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989
10. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сборник научных трудов. Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978
11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982
12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997
13. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
14. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013.
15. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986
16. Социализация дошкольника через игру : Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт. -сост. Т. В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.
17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
18. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. инст. образования, 2012.
19. Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н. С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008
РППС группы: созданы центры игры с зонированием для мальчиков и девочек. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр имеются в достаточном количестве. Изготовили самостоятельно, вместе с детьми и родителями. РППС обновляется и пополняется в течение года. Центры находятся в доступном месте в любое время дня, что позволяет организации спонтанной сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра (ролевая, творческая) — согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др., ведущая деятельность дошкольного возраста. Она в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.
Только тогда игра оказывает развивающее влияние, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Главным в общении являются понимание, призна-ние, принятие личности ребенка.
Для решения поставленных задач в работе с детьми по теме самообразования, я использовала методы и приемы :
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
комплексный метод руководства игрой.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты:
- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
-совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры
-своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре.
Условия:
содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;
педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
создаются необходимые атрибуты к игре;
предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
Изучая роль речи в регуляции поведения, А. Р. Лурия отмечал, что посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или ситуации. Как указывает В. С. Мухина, в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игре происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми в процессе игры, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При условии включения ребенка в сюжетно-ролевую игру ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Виды сюжетно-ролевых игр :
Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Рассмотрим речевое развитие детей по итогам работы по теме самообразования :
- отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой, дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи : прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи;
-в речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка.
Дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей, в основном, носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном, и совершенна в грамматическом отношении, со стороны произношения еще недостаточно чиста и правильна.
Прослеживается укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти).
Совершенствуется речевой слух ребенка. Произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие.
Считаю, что все виды сюжетно-ролевой игры способствуют развитию речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
В моей деятельности по теме самообразования активными помощниками стали родители воспитанников. С целью повышения компетентности родителей по теме самообразования провела цикл консультаций и бесед, оформила папки-передвижки, привлекла к обогащению РППС группы (родители с детьми изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр).
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми: изучила методическую литературу, ресурсы сети Интернет, создала картотеки игр, взаимодействие с воспитателями - взаимопросмотр организации сюжетно-ролевых игр.
Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.