Юлия Аксангалеева
Отчет по самообразованию на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Саракташский детский сад №10 «Солнышко» общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетической деятельности воспитанников» Саракташского района Оренбургской области
Отчет по самообразованию на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
Воспитатель:
Аксангалеева Ю. В.
Актуальность
Публикация «Отчет по самообразованию на тему „Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми“» размещена в разделах
- Здоровьесберагающие технологии. Самообразование
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об здоровом образе жизни.
Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;
Результаты работы по теме самообразования:
Овладение детьми навыками ЗОЖ;
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Принципы, которых я придерживаюсь в своей работе:
«Не навреди» - этот принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий;
выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
гуманизации - предполагает приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса в ДОУ;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – предполагает использование первичной диагностики здоровья детей. Учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
Учет и развитие субъектных качеств и возможностей ребенка - соблюдение интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности поддержание активности, самостоятельности, инициативности детей в деятельности;
Педагогической поддержки - решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами (основной критерий реализации данного принципами - удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности);
Профессионального сотрудничества и сотворчества - профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов.
Оздоровительные мероприятия, которые мною проводились в группе ежедневно:
Утренняя гимнастика: традиционная, нетрадиционная, в виде подвижных игр, танцевально-ритмическая гимнастика, на полосе препятствий, оздоровительный бег, на воздухе.
Гимнастика после сна: игровая гимнастика, музыкально-ритмическая, самостоятельная.
Закаливание: умывание, босохождение.
Оздоровительный бег на улице.
Физкультурные занятия на улице: обычного типа, сюжетно-игровое, игровое, занятие-прогулка.
Дополнительные мероприятия:
Дыхательная гимнастика
Подвижные игры на формирование правильной осанки.
Пальчиковые гимнастики
Беседы о здоровье.
В своей работе я использовала систему педагогического взаимодействия: совместная деятельность воспитателя и детей; специально организованное обучение; самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с инструктором по физической культуре, с медицинским работником.
Работая с инструктором по физической культуре, мы разрабатываем комплексы утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, обговариваем индивидуальную работу по физическому воспитанию в группе и на прогулке, вместе готовимся к физкультурным досугам. На занятиях по физической культуре мы обращаем внимание на осанку детей, свод стопы, дыхание.
В своих группах для оздоровления и физического развития детей имеется физкультурный, уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное оборудование, изготовленное руками воспитателей и родителей. Это мягкие мячи для метания, кольцеброс, мягкие кольца, разноцветные флажки, ленты и т. д. Для упражнений на дыхание различные султанчики. Все атрибуты должны вноситься постепенно, чтоб постоянно поддерживать интерес детей к занятию со спортивным оборудованием. Для проведения подвижных игр имеются маски животных.
В течение дня и после дневного сна, завершая «бодрящую» гимнастику, я использую «дорожку здоровья» или массажную дорожку для стоп. Потому что стопу можно сравнить с картой всего организма, так как на ней располагаются многочисленные нервные окончания. Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело». Дорожка здоровья представляет собой набор нестандартного оборудования: ребристая доска, коврик с пуговицами и пробками.
Для решения одной из задач – дать детям представления о медицинских профессиях. В группах находится игровой уголок «Больница», закупив красочные наборы с игрушечным оборудованием. С помощью родителей сшили халат, шапочку и дополнили предметами – заменителями.
В «Уголке здоровья» я поставила папку «Мир эмоций» с фотографиями людей, изображающих различное эмоциональное настроение и модели настроения для игр, занятий. Для приобщения детей к спорту я оформила альбом «Спорт» с картинками разных видов спорта, дидактическую игру «Виды спорта». Подобрала иллюстрации, стихи, физминутки, поддерживающие интерес к занятиям физкультурой, к спорту.
Оформила дидактическую игру «Хорошо и плохо» для формирования знаний о культуре еды и правил поведения за столом и безопасного поведения.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:
1. Шукшина С. Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М. : Школьная Пресса, 2004г. ;
2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г. ;
3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г. ;
4. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г. ;
5. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г. ;
6. Брязгунов И. П. «Научите детей не болеть» - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г. ;
7. Новикова И. М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М. : Мозаика-Синтез, 2010г. ;
8. Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г. ;