Алиме Шабанова
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию на тему "Развитие речи"
15 января 2016
В начале учебного года мы набрали ясельную группу, возраст детей с 2-х до 3-х лет. Тему по самообразованию я выбрала : «Развитие речи младших дошкольников»
Публикация «Отчет по самообразованию на тему „Развитие речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Развитие речи – дело сложное. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.
Выбранная мной тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. Главный помощник в этом – воспитатель. Поэтому, выбрав эту тему, я поставила перед собой цели и задачи:
Цель: Научить детей выражать свои мысли, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Развивать импрессивную (восприятие и понимание) и экспрессивную (высказывание) речь детей, активизируя тем самым, психические процессы: восприятие, мышление, память. Пополнять словарный запас, развивать слуховое внимание.
Задачи: Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучения на занятиях и руководство развитиях речи детей в повседневной жизни.
Обучение на занятиях – это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.
Чтобы речь развивалась, этим надо заниматься с самого рождения ребёнка. Темп овладения детьми речью не одинаков: одни начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь взрослых, молчат.
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребёнка. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками.
Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. В своей работе я развивала у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления. А также знакомила их с трудовыми действиями взрослых. В результате у детей развивалась смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.
Самое главное заключается в том, чтобы ребёнок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо воспитывать. При отсутствии специальной работы дети быстро переходят к более простым словам, которыми замещают развёрнутые словесные ответы (там, вот идёт, туда ушёл, тут взял, сюда закатилась).
В своей речи я не допускала упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина, кукла, в тех случаях, когда надо, чтобы ребёнок правильно назвал тот или иной предмет или место нахождения предмета. «На окне стоит цветок. На столе Ванин рисунок, возьми его и принеси мне. Соня, ты, где взяла книгу про зайчат? На полке я её не видела. Наверное, её рассматривал кто-то из детей?»
Если ребёнку не знакомо слово, то его использовала в сочетании с другими знакомыми словами («Нам подарили машину. Она называется трактор. У трактора колёса большие и маленькие. Маленькие колёса спереди, а большие сзади»). После того как я познакомила детей с новой игрушкой, многократно произнеся её название, давала её детям для игры.
А в процессе игры задавала наводящие вопросы («Андрей, у тебя машина большая или маленькая? Как она называется? Куда ты сейчас на ней поедешь?»
Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также народных потешек, песенок и др. Особенно важно систематически организовывать рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, а затем и самостоятельно пересказывать.
Для того чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Для этого я сначала побуждала детей повторять за мной слова и фразы, затем задавала вопросы и учила отвечать на них, позднее просила рассказывать самостоятельно. В этом случае я вела рассказ вслед за ребёнком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.
Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.
Занятия с использованием сюжетных игрушек (разных кукол, игрушечных животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления; развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения с взрослыми и сверстниками; активизирует разнообразный словарь. На таких занятиях разыгрывались какие-нибудь сюжеты (показывался ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой, знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных; укладывание куклы, подъём после сна, купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных животных и т. д.). При развёртывании сюжетов давалось много названий различных предметов (посуды, одежды, показывались действия с ними и раскрываются их назначение (из глубоких тарелок едят щи, суп, борщ, из мелких- кашу, котлеты, салат,; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко, какао, кофе, а также закреплялись навыки детей в самообслуживании, нормы поведения. По ходу выполнения действий я привлекала малышей к активному участию в происходящем (расставить посуду на столе для обеда кукол и т. д.).
Но основное развитие речи формируется в процессе разнообразной деятельности повседневной жизни, в играх, в общении. С малышами следует говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес. Постоянное общение с детьми положительно влияет на речь и развитие малышей.
Что бы определить уровень речевого развития детей я провела диагностику в начале и конце года. В начале года многие ребята могли произносить двух-трех сложные слова. Диологическая и монологическая речь многим детям была не доступна. Занятия по развитию речи дали положительную динамику в развитии детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по картине или игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, некоторые дети (Галкина Ульяна, Бычков Сергей, Бабалян Лена) могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки.
Диагностика по другим образовательным областям показала довольно высокие результаты. За год дети многому научились. Почти все правильно держат карандаш и кисточку, уверенно владеют пластилином. Знают цвета, формы. Результатами своей работы я довольна. Постараюсь и в следующем году работать так же плодотворно.
Так же большая работа проводилась с родителями. Были проведены родительские собрание, Новогодний праздник, Весенний праздник, ряд консультаций. Постоянно обновлялся уголок для родителей. Я думаю и в дальнейшем мы будем работать в тесном сотрудничестве с родителями.