ирина ивакина
«Язычок». Открытое занятие по самообразованию на тему «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Знакомство. Как тебя зовут?»
-Ребята, к нам на занятие пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними и расскажем, как нас зовут.
(Прошу назвать свои имена нескольких детей, а затем спрашиваю 2-3 детей, как зовут других малышей.)
-Тебя зовут Ланочка, Катя?
-А кто стоит рядом с тобой?
-А рядом с Арсланом?
-А меня как зовут?
(проходят на свои места)
Игровой момент «Язычок - говорилка»
-Сегодня к нам в гости опять пришел наш дружок-Язычок (показ картинки)
-Давайте вспомним, где живет Язычок? (В домике)
Публикация «„Язычок“, Открытое занятие по самообразованию на тему „Развитие речи“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
-Как называется его домик? (Рот, ротик)
-А теперь давайте вспомним, как наш Язычок выходит из своего домика, а потом заходит
(показ воспитателем, а затем детьми 2-3 раза)
Упражнение «Зеркало. Узнай звук»
Цели: Развитие артикуляционного аппарата: учить переключаться с артикуляции огубленных гласных, узнавать звуки по оральному признаку.
([А] - губы кружочком; [У] - губы трубочкой в форме маленького кружочка; [И] - губы стянуты в узенькую полоску.)
-Ребятки, возьмите в руки зеркальце и покажите, как вы умеете вытягивать губки и улыбаться, складывать губы трубочкой (выполняют упражнение)
-А теперь посмотрите на меня. Я буду открывать ротик и произносить звуки, а вы запоминайте и за мной повторяйте (показ «звуков» воспитателем, детьми в зеркало с голосом)
-А сейчас я буду открывать ротик, но не буду ничего говорить, догадайтесь, какой звук я произношу (показ «звуков» (немой) воспитателем, узнавание его детьми)
Рассказ «Весна»
Цели: Развитие речи; мелкой моторики ; длительного, плавного вдоха; координация движений рук; - Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна)
(выставляю картинку «Весна»)
-Правильно.
Пришла весна, весна пришла!
Смотрите: верба зацвела,
Это – самый верный признак,
Что зиме пришел конец.
И уже в скворечник новый
Черный прилетел скворец
-А теперь давайте расскажем нашему гостю Язычку, что мы знаем о весне.
- Какие признаки весны вы знаете? (дети называют)
-На смену зиме приходит весна. Весной становится тепло, солнышко просыпается и согревает все-все вокруг (поднять руки вверх и растопырить пальцы, изображая солнечные «лучики», дети повторяют движения).
-Тает снежок, а земля начинает покрываться молодой травкой. Там, где нет солнышка, в тени деревьев, еще сыро, и травка пока не выросла. Воздух свежий, теплый. Растаявший снег превращается в ручейки, лужицы.
Солнце припекает
(Поднять руки вверх и ритмично сжимать и разжимать кулаки)
А снежок тает, тает.
(Опустить руки до уровня груди и со словами «тает, тает» плавно опустить их)
Солнечный веселый луч
Вылезает из-за туч,
(Выставить одну руку вперед и растопырить пальцы)
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей.
(Показать широкую улыбку)
Воробьи развеселились
В эти теплые часы,
(Руки поставить на талию и наклонять голову в стороны)
А сосульки разревелись
И повесили носы
(Дотронуться пальцем до кончика носа и слегка нажать на него)
Затрещал на речке лед,
(Сомкнуть ладони в «замок» и с усилием потянуть, пытаясь разорвать ладони)
Раскололся и плывет
(Разомкнуть ладони и выпрямить руки, показывая, как лед плывет)
(Дети выполняют движения вместе с воспитателем)
-Весной просыпаются все растения и среди снега появляются первые цветы – подснежники.
Упражнение «Цветочек».
Солнце поднимается – цветочек распускается.
Солнышко садится – цветочек спать ложится
(Сомкнуть и немного округлить ладони – это будет бутон, затем пальцы медленно развести в стороны – цветок распускается, снова сомкнуть ладони – бутон закрылся)
(Дети выполняют упражнение и подговаривают слова)
Упражнение «Ах, какой аромат!»
(Предложить детям любой подснежник (на столах у каждого ребенка). Полюбоваться им, определить цвет, понюхать: вдох через нос – выдох через рот)
-Проснулись цветочки, залетали пчелки, зажужжали – ж-ж-ж (звукоподражание)
-Весной возвращаются из теплых стран домой перелетные птицы – скворцы, грачи, ласточки.
Упражнение «Птички»
(Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья».)
Птички летели,
(Помахать «крыльями»)
Сели – посидели,
(Прижать ладони к груди)
Дальше полетели.
-Для птиц люди строя специальные домики – скворечники. Птички прилетают в эти домики и живут там, выводят скворцов.
-Давайте и мы построим птичкам скворечник!
Постучим мы молотком,
(Ладонь одной руки сжать в кулак и постучать ею по столу в такт стихотворению)
Гвоздики еще забьем,
(Соединить кончики пальцев, показывая «домик», при этом большие пальцы спрятаны внутрь, это – «скворечник»)
И построим птичкам дом,
(Ладонь другой руки сжать в кулак и постучать по столу)
Летят скворцы со всех сторон
(Сцепить большие пальцы, показывая «птичку»)
Артикуляционная гимнастика. Сказка «Зоопарк».
Цели: отработка определенных положений органов артикуляции, необходимых для произношения звуков.
-Язычок послушал рассказ о весне и решил прогуляться. Сходить в зоопарк (место, где живет много зверей). А вместе с Язычком отправимся и мы : будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
-Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… (дети отгадывают) бегемот (показ карточки с изображением). Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Упражнение «Бегемотики».
(открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот, повторить 3-4 раза.)
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
. -Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были (показ) Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались
Упражнение «Лягушки».
(улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение, повторить 3-4 раза)
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
-Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же (показ) слон!
Давайте покажем, какой у слона хобот!
Упражнение «Слон»
(сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять», вернуться в исходное положение)
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
-Понаблюдал Язычок за слоном и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает (показ картинки). Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давайте покажем, как Язычок катался на лошадке.
Упражнение «Лошадка»
(улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично, стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык)
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
Прокатился Язычок на лошадке и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажем, как работают часики!
Упражнение «Часики»
(улыбнуться, открыть рот, тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому, повторить 5-10 раз)
Тик – так, тик – так.
Язычок катался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
-Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но некоторые из них лопались. Давайте покажем, как Язычок надувал шарики
Упражнение «Шарики»
(надуть одну щеку – сдуть, затем надуть другую и сдуть)
Упражнение «Шарик» (развитие моторики рук)
(пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками; надуваем шарик – придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик; шарик лопнул – пальцы возвращаются в исходное положение)
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
-«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошел домой. Но ему было очень неудобно нести шарики, потому что они были без ниточек. Давайте поможем Язычку, привяжем к шарикам веревочки.
Дидактическая настольная игра «Воздушные шары»
Цели: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов
(полоски картона на которых нарисованы нитки разных цветов (основных); кружки (вырезанные из цветной бумаги) –«воздушные шарики», их цвет соответствует окраске «ниток»; задание - привязать шарики к ниткам).
Игра «Умные карточки»
Цели: развитие памяти, внимания, речи по теме «Домашние животные» : уточняем части тела ; чем питается ; как подает голос ;где живет и т. п.
-Привязал Язычок шарики к ниточкам и пошел домой. А дома у него тоже живут животные. Это домашние животные.
-Подойдите к столу, выберите себе картинку с понравившимся вам животным, расскажите, кто это? (дети подходят к столу, выбирают, называют животное, затем выполняют задание по карточке)
Кошка
• Как разговаривает кошка? Помяукай, мягко, благодарно.
• Пошипи, как недовольная кошка.
• Позови кошку.
• Покажи, как кошечка выгибает спинку? А как тянется?
• Покажи мягкие лапки, а теперь цап – царапки.
Цыпленок
• Как пищит цыпленок? Изобрази. А как подзывают цыплят?
• Покажи, перебирая пальчиками, как будто ты сыплешь зернышки цыплятам. А теперь «поклюй» их пальчиками.
• Откуда вылупляется цыпленок? Какого он цвета?
• Как зовут маму и папу цыпленка?
Петух
• Как кричит петух?
• Покажи, как петухи ходят. А как размахивают крыльями?
• Какого цвета перышки у петуха? А гребешок? Какой у петуха хвост?
Курица
• Как кудахчет курица? Изобрази.
• Покажи, как курица машет крылышками
• Летают ли курицы? А плавать умеют?
• Что такое курятник? Кто там живет?
• Как курицы клюют зернышки? Что хочет найти курица, когда роет когтями землю?
• Чей гребешок больше: курицы или петуха?
Собака
• Как лает собака? Полай радостно. Изобрази, как она рычит.
• Покажи, как ты гладишь собаку.
• Как зовут детеныша собаки?
• Кто меньше: щенок или собака?
Корова
• Как разговаривает корова? Помычи долго, протяжно.
• Покажи рога коровы.
• Что дает корова?
• А как зовут детеныша коровы?
• Чем питается корова летом? А зимой?
Гусь
• Как разговаривает гусь? Погогочи, чтобы тебя было хорошо слышно. А теперь тихо, мне на ушко.
• Покажи пальцами клюв. Пощипли «клювом» травку. Что еще любит есть гусь?
• Умеет ли гусь летать? А плавать?
• Пошипи, будто бы ты недовольный гусь.
• Как гусь ходит? Покажи. Вытяни шею, как гусь.
Свинья
• Какие звуки издают поросята?
• Как называется нос свиньи? Покажи пальчиками пятачок. Как поросенок роет пятачком землю?
• Почему свинью называют хрюшкой?
• Есть ли у свиньи хвостик? Какой он?
Лошадь
• Как лошадь цокает копытами?
• Лошади умеют фыркать? Покажи, как они это делают.
• Изобрази пальчиками на столе, будто лошадь медленно идет, а теперь быстро скачет.
• Что нужно сказать лошади, чтобы она ехала быстрее?
• Лошадь больше собаки?