Беззубова Оксана
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
Тема: Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста
Воспитатель: Беззубова Оксана Ивановна
Цель моей педагогической работы: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук у детей в раннем возрасте через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задач, поставленные для достижения цели:
• Улучшение мелкой моторики пальцев, кислей рук, координации и точности движения рук.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Обогащение предметно- развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук и речи.
• Повышение компетентности родителей в вопросе развития мелкой моторики рук и как следствие развитие речи, с использованием различных форм, методов и приемов.
Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Проводимая работа велась в следующих направлениях:
• Развитие мелкой моторики
• Работа с детьми
• Работа с родителями
В течение учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды : т. е. я уделила внимание организации уголка сенсорики. Для этого была проведена акция для родителей на пополнение уголка сенсорики. С помощью которой уголок пополнился: книжками-шнуровками, пособием для игры с пробками, пособием для игр с прищепками. Помимо акции родители пополнили уголок различными пирамидками и кубиками вкладышами. Ребята играют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.
Собрано много материала на использование пальчиков игр:
-игры с песком, водой;
- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)
- картотека пальчиковых игр, которые направлены развитие мелкой моторики рук.
- коллекция игрушек киндер.
- игры с лего
- конструирование
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей практике я использую пальчиковые игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Например:
Игры – шнуровки:
• развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
• формируют навыки шнуровки;
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности;
• развивают усидчивость;
• игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти.
Пальчиковые игры:
• повышают работоспособность головного мозга;
• развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивают тактильную чувствительность;
• снимают тревожность.
Мозаика:
• Развивает воображение и творчество
• Воспитывает терпение и усидчивость
• Помогает в запоминании цветов (синий, красный, желтый, зеленый)
Коллекция «киндер» игрушек
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:
• Индивидуальные беседы;
• Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»; «Для чего необходима пальчиковая гимнастика»;
• Сообщение на родительском собрании «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи и мышления»
• Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем», «Игры из сундучка»; «Говорящие прищепки»
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Дата Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь • Игры с пирамидками.
Задача: научить детей нанизывать кольца на стержень
• Пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-сорока»
Задача: Снять эмоциональное напряжение с помощью знакомых игр
• Игры с прищепками
Задача: вызвать положительные эмоции от поиска прищепки на одежде Индивидуальные беседы о пальчиковых играх в которые родители играют с детьми дома
Октябрь • Игры с пирамидками – вкладышами
Задача: научить детей вкладывать формы друг в друга, подбирать их по размеру
• Пальчиковые игры «Пирожки», «Капуста»
Задача: разучить с детьми новые пальчиковые игры
• Сухой бассейн
Задача: стимулировать тактильные ощущения рук детей Консультация «Для чего нужно пальчиковая гимнастика»
Акция «Пополнение игрового уголка»
Ноябрь • Игры с мазайкой
Задача: Воспитывает терпение и усидчивость
• Пальчиковые игры «Семья», «Паучок»
Задача: стимулировать детей к проговариванию слов потешки
• Игры с пирамидками
Задача: формировать умение детей нанизывать кольца на стержень пирамидки от большого к маленькому Консультация «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей раннего возраста»
Декабрь • Игры со шнуровками
Задача: способствовать улучшению координации движений, гибкости кисти
• Пальчиковая игра: «Мы с тобой комок лепили….»
Задача: повышение работоспособности головного мозга
• Коллекция «Киндер» игрушек
Задача: Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия. Круглый стол «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления»
Январь • Игры с лего
Задача: развивать зрительно-моторную координацию.
• Пальчиковая игра: «Замок»
Задача: создание эмоционального положительного настроя;
• Игры с бусами
Задача: Научить детей нанизывать бусина на шнурок Памятка для родителей «Игры из сундучка»;
Февраль • Игры с баночками и бутылочками
Задача: развивать координацию рук
• Пальчиковая игра «Апельсин»
Задача: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук
• Игры с прищепками
Задача: обогащать сенсорный опыт детей Конкурс для родителей: создание дидактической игрушки на развитие мелкой моторики из подручных материалов своими руками
Март • Конструирование
Задача: научить элементарным конструкторским навыкам
• Пальчиковая игра «Кто приехал?»
Задача: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга
• Игры с книжками-застежками
Задача: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук Сообщение на родительском собрании «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи и мышления»
Апрель • Игры с песком
Задача: доставить детям тактильное удовольствие
• Пальчиковая ига «Кулачок»
Задача: совершенствовать мелкую моторику
• Пробочная мозаика
Задача: Развивать воображение и творчество
Памятка для родителей «С пальчиками играем, речь развиваем»
Май • Игры с водой
Задача: знакомство детей с окружающим миром и со свойствами воды, развивать координацию рук
• Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»
Задача: повысить уровень речевой компетентности детей;
• Пазлы
Задача: Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием
Индивидуальные беседы: «Чем играет дома ваш ребенок»
Мастер-класс создание пособия по развитию мелкой моторики