Мария Инсаркина
Отчет по самообразованию «Организация совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения Земного шара.
Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учет психологических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию каждого ребенка. Идеи инклюзивного образования, закрепленные в основных нормативно-правовых документах: закон N 273 «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного и начального и общего образования, полностью отвечают потребностям нашего современного общества.
Публикация «Отчет по самообразованию „Организация совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Основные задачи в данном направлении, связаны:
- с реализацией права ребенка с ОВЗ на образование, коррекцией (компенсацией) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
- с оказанием психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышением педагогической компетентности родителей. За отчетный период в группе созданы условия, позволяющие адекватно действовать в инклюзивном пространстве. Они включают:
• создание особого морально-психологического климата и адаптированную развивающую среду;
• организацию системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями через ПМП консилиум МАДОУ, территориальный ПМПК;
• просветительскую работу с педагогами и родителями;
Основное правило, которое выработано за отчетный период, заключается в том, что инклюзивная форма образования касается всех субъектов образовательного процесса: детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их родителей, всех педагогов и других специалистов образовательного пространства, помощников воспитателя, администрации, структур дополнительного образования.
В первую очередь, создан особый морально-психологический климат, основанный на понимании проблем, нужд ребенка с особыми образовательными потребностями, желании ему помочь. Главное место здесь заключается в создании целостной системы поддержки, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.
С детьми и родителями систематически проводился:
1. полный комплекс мероприятий, по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного образования детей с ЗПР,
2. создавались благоприятные условия для успешной социализации этих детей;
3. разработаны и реализуются Рабочие программы совместной деятельности воспитателя для старшей и подготовительной к школе группы;
4. в рамках этих программ отводится особое внимание взаимодействию с родительским сообществом.
В группе создана и продолжает обогащаться адаптивная и коррекционно-
развивающая среда, позволяющая проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, все стенды, макеты и пособия созданы с участием родительского сообщества. Это и массажные дорожки, спортивное оборудование.
Все это позволило вовлекать родителей (законных представителей) и детей в образовательный и воспитательный процесс для освоения новых образовательных технологий и методов работы с детьми для дальнейшего использования компонентов развивающей предметно-пространственной среды и ее модернизации по мере необходимости. Участие родителей с детьми в разработке, изготовлении и внедрении современной предметно-пространственной развивающей среды позволило таким образом создать индивидуально- эмоционально комфортную среду для развития инициативности, активности, творческих способностей, фантазии, изобретательности детей, успешной социализации и интеграции воспитанников.
Разработанные «Программы совместной деятельности воспитателей с детьми с задержкой психического развития» и «Системы мониторинга развития интегративных качеств дошкольника с ЗПР» :
- обеспечивают необходимые санитарно-гигиенические условия и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта для детей с ЗПР;
- выстраивают индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития каждого ребенка;
- способствуют гармонизации развития личности ребенка с ЗПР: моторного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического развития в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей;
- реализуют специальные мероприятия по профилактике вторичных нарушений развития;
- взаимодействуют с семьей ребенка по согласованию методов воспитания и обучения, созданию оптимальных условий в семье (игры и игрушки, воспитание, оздоровление и др.).
Развитие дошкольников с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь это касается сенсорного развития, так как многие дети с особыми образовательными потребностями не могут самостоятельно получить необходимый чувственный опыт, в этих целях с моим участием использовались такие методы и формы работы:
- сенсорные игры и игровые упражнения на развитие тактильного, зрительного, слухового
восприятия,
- песочная терапия;
- релаксационные упражнения, беседы и сказкотерапии;
- музыкотерапию;
- упражнения на развития мелкой и крупной моторики и др. Интеграция детей с ЗПР в совместную образовательную деятельность ориентирована на успешную социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. Поэтому все дети принимают посильное участие во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностями.
Большая проблема при работе с детьми с ЗПР – это выявление семейных психологических
механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье
детей. И здесь очень важно психолого-педагогическое образование родителей. За отчетный период проводились практикумы, включающие пап и мам в образовательную деятельность, что дало возможность не только успешно решать задачи коррекционной работы, но и обучать родителей простейшим методам помощи своему ребенку.
В течение 2014-2018 г. г. проводились групповые праздники-конкурсы, где принимают участие мамы, папы, бабушки и дети. На всех этих праздниках создавались благоприятные условия, не только для физического развития, но и для формирования между педагогами, родителями и детьми отношений, основанных на любви, взаимопонимании, творчестве.
Результатом таких форм работы стало то, что общение с родителями помогло ближе узнать семьи воспитанников, сдружить семьи детей-инвалидов с обычными семьями. А активное подключение к образовательному процессу родителей способствовало социальной и образовательной поддержке семье, где растет и развивается ребенок с особыми образовательными потребностями.
Анализируя работу за отчетный период, пришли к выводу, что в основном родители заинтересованы в активном включении в совместную деятельность и хотят принимать участие в жизни группы.
В настоящее время используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.