Людмила Власенко
Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Повышение собственного уровня знаний путем изучения научно-методической литературы, принятия участия в работе вебинаров по теме самообразования.
2. Использовать игровые технологии в развивающе - коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
3. Оказание всесторонней помощи родителям по различным направлениям развития детей ОВЗ.
Публикация «Отчет по самообразованию „Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
4. Подготовить памятку для родителей по использованию нетрадиционных форм развития детей с ОВЗ в домашних условиях.
5. Подготовить выступление на методическом объединении на тему «Использование игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
6. Подготовить и провести мастер - класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на тему «Игры для развития и коррекции».
Актуальность.
В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ. Учитывая специфику заболеваний детей, выяснилось, что у большинства детей с ОВЗ снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционно-развивающей работе игровых технологий.
В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам игротерапии. Эти методы оказывает творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
характерные признаки предметов;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;
В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности : внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.
У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.
Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Игры могут различаться:
по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
по характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
по содержанию - музыкальные, математические, логические и т. д.
по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.
Главный компонент игровой технологии систематическое общение педагога и детей.
Используя игровые технологии в развивающе – коррекционной работе, я стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у дошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.
Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что применение игровых технологий в развивающе – коррекционной работе помогает детям раскрепоститься, у детей появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
Развивающие игры Никитиных, игры для развития и коррекции «Магнитный лабиринт», «Сырный ломтик», «Сенсино», «Формидо», игровой комплект «Пертра», направлены на развитие логического и образного мышления.
План мероприятий
Содержание работы Примерный срок реализации Способы достижения, результативность
Теоретическое изучение темы Сентябрь, октябрь
Изучение статей, брошюр, информации на сайтах систематически
Использование игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ОВЗ систематически
Электронное портфолио ноябрь
Аттестация на первую квалификационную категорию март - апрель Аттестована
Приказ о решении аттестационной комиссии
Консультирование родителей январь Консультирование родителей по теме
Курсы повышения квалификации январь - июнь
Участие в конкурсах профессионального мастерства Оформление конкурсных материалов
Выступление на РМО с анализом работы по теме самообразования. март Составление анализа работы
Рекомендации коллегам по использованию игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ОВЗ апрель Составление практических рекомендаций по теме
Мастер – класс для родителей «Игры для развития и коррекции» апрель Презентация «Игры для развития и коррекции»
Реализация плана:
1. Изучение методической литературы по теме самообразования : На первом этапе мною была изучена следующая литература:
1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
3. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. - Москва, 1997. с. 5-6
5. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. - №11.-2006.-с. 22-30.
6. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - Москва, 1998 г. с-8-12. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Изученная литература помогла освоить основы использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Следует отметить, что у детей с ОВЗ прослеживается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости, отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, особенности приема и переработки информации. Использование мультимедийных презентаций, интерактивной доски, игр для развития и коррекции позволяет активно вовлечь дошкольников в образовательный процесс, мотивирует и стимулирует познавательную и творческую активность детей. Применение ИКТ помогает создать на занятиях атмосферу психологического комфорта, пережить ребёнку ситуацию успеха.
2. Практический этап.
- Использование игровых технологий в развивающе – коррекционной работе с детьми с ОВЗ
- оформление материалов для родительского уголка (оформление консультаций, памяток для родителей («Ребёнок и компьютер», «Компьютерная зависимость», «Гимнастика для глаз»);
- оформление документации к аттестации,
- составление и пополнение электронного портфолио педагога.
- методическая работа;
- ведение сайта, ведение блога педагога;
- участие в сетевых сообществах (МААМ. Ru (https://www.maam.ru, социальная сеть работников образования nsportal.ru) ;
- изучение новых методик;
- дистанционные курсы повышения квалификации;
- дистанционные конкурсы, викторины, олимпиады.
- консультации для родителей:
«Самостоятельная двигательная активность дошкольников», «Растим ребёнка любознательным», «Что такое доброта?»
- создание и совершенствование банка материалов методического и учебного характера (авторские презентации, интерактивные игры для детей 6 -7 –го года жизни, подборка гимнастики для глаз, конспекты НОД, картотеки дидактических игр);
Результативность:
- Пополнен банк мультимедийных презентаций по познавательному, социально – коммуникативному и художественно – эстетическому развитию.
- Разработаны авторские интерактивные игры «Геометрические фигуры», «Овощи – фрукты», «Четвертый лишний»
- Пополнена копилка игр для дошкольников
- Оформлен материал для родителей: консультация «Компьютер и дошкольник», памятка «Упражнения для снятия напряжения глаз», буклет «Если ребёнок любит проводить время у компьютера…», памятка «Полезные сайты»
- Участие в методических мероприятиях ДОУ и РМО педагогов – психологов.
- Представление опыта работы по содержанию персонального мини-сайта
- Участие в методическом объединениях педагогов – психологов Ростовской области.
- Мастер – класс для родителей «Игры для развития и коррекции».
Вывод.
Использование игровых технологий помогает педагогу - психологу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
обогащает детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на занятии;
открывает широкие возможности для оптимизации деятельности педагогов и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями;
способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений в ходе игры);
формирует, в определенной степени, сотрудничество между ребенком, педагогом - психологом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-развивающей работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка с ОВЗ.