Юлия Грибанина
Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников»
▼ Скачать
Отчет по самообразованию воспитателя
«Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников».
Цель работы по самообразованию :
-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;
Публикация «Отчет по самообразованию „Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры.
-обосновать влияние дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников;
-продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность;
-внедрять в свою работу новейшие методы в воспитании и обучении детей;
-привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.
Актуальность темы:
Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является начальной ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Именно в этот период ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Экологические игры влияют на получение, систематизацию и закрепление знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры формируются у детей моральные навыки поведения в природе.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить эффективность использования дидактических игр в процессе формирования экологических представлений дошкольника;
- формировать и обогащать систему экологических представлений, знаний, умений и навыков средствами дидактичемских игр;
- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе;
- формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;
- развивать речевое творчество, развивать память, внимание, любознательность, мышление.
- работа с родителями: изготовление дидактической игры «Мир вокруг нас»
Педагогические задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, изучение практического и практического опыта по данной теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Проект «Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников»
4. Работа с родителями по теме самообразования и теме проекта.
5. Представление отчета по теме самообразования в СМИ
6. Представление проекта по теме в СМИ
План по самообразованию :
Раздел плана Сроки Форма работы
Изучение методической литературы Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май 1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2015. –
3. Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». – М., 2013.
Самореализация Постоянно
Сентябрь – октябрь
В течение года
Декабрь Разработать перспективный план работы с детьми старшего возраста по экологическому воспитанию в ДОУ.
Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
Консультация для педагогов на тему: «Экологические пространства» в старшей группе.
Работа с детьми Сентябрь: Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
Дидактическая игра :
«Найди дерево по описанию».
Дидактические игры : «Найди свое дерево», «Узнай и назови».
Рисование: «Золотая осень».
Беседа с детьми о животных обитающих в лесах родного края, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме. Отгадывание загадок.
Составление описательных рассказов о животных.
Наблюдение за насекомыми.
Беседа на тему «Насекомые осенью»
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»
Беседа на тему: «Водоемы родного города».
Составление описательных рассказов о жителях водоемов.
Загадки о жителях водоемов.
Чтение художественной литературы: рассказ Д. Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Дидактическая игра «Собери деревья»
Октябрь: Рассказы и загадки о рыбах.
Беседа:«Рыбы водоемов родного города» Дидактическая игра : «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра
«Угадай по описанию». Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой)
О. Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».
Беседа: «Овощи и фрукты».
Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Определи на вкус». Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».
Беседа о комнатных растениях;
о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».
Чтение художественной литературы:
Б. Житков «Что я видел», «Сад».
Ноябрь: Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада.
Рассматривание репродукций художников об осени.
Беседа об осени.
Дидактические игры :
«Когда это бывает?», «Кто больше назовет».
Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).
Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.
Интерактивный плакат «Птицы Красной книги Кузбасса»
Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».
Чтение художественной литературы:
Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка».
Составление описательных рассказов о птицах.
Дидактическая игра «Кто наблюдательный». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Игра –имитация «Я загадаю, а вы угадайте». Дидактическая игра «Перелетные- зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц».
Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)
Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.
Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.
Загадки о грибах
Рассматривание иллюстраций, муляжей.
Декабрь: Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.
Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы:
Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,
И. Поленов «Синичкины кладовки». Дидактические игры
«Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте».
Беседа: «Как лесные звери проводят зиму».
Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). Дидактические игры
«Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу». Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Купание медвежат»,
Е. Чарушин «Волчишко»,
В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».
Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседа: «Пришла красавица зима». Дидактические игры
«Найди ошибку», «Когда это бывает?»,
«Чей силуэт?».
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,
Н. Павлова «Под снегом на лугу»,
С. Есенин «Пороша».
Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).
Беседа о деревьях.
Дидактические игры «Что где растет?»,
«С чьей ветки детки».
Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами».
Чтение художественной литературы:
Т. Шорыгина «Сосновые леса»,
«Зимний ельник», «Прогулка в лес».
Январь: Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. Дидактические игры :
"Узнай растение".
Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка».
Февраль: Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т. д.). Игра- имитация "Звериная зарядка"
Дидактические игры :
"Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт"
Дидактические игры : «Какая она?», «Кто чем питается».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».
Беседа: «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры : «Приметы зимы», «Когда это бывает?».
Игра-имитация «Снежные явления». Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме».
Март: Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи».
Викторина «Зимующие птицы»
Дидактические игры :
«Сравни и найди», «Бывает – не бывает».
Чтение художественной литературы:
И. Токмакова «Весна»,
Ф. Тютчев «Весенние воды» Рассматривание картин И. Левитана «Март»,
И. Грабарь «Февральская лазурь».
Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.
Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.)
Игра-имитация «Строим гнёзда».
Дидактическая игра :
«Попрыгунчики-воробышки».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки»
Апрель: Рассматривание картинок цветущих деревьев. Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели. Чтение художественной литературы:
«Литературный калейдоскоп».
Беседа «Одуванчик»
Изучение строения одуванчика.
- Чтение стихов.
Загадки об одуванчике Составление рассказа "Путешествие семечка. "
Май: Наблюдение за растениями на участке.
Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).
Эстафета-игра «Собери цветок».
Игра-имитация
«Собери нектар с цветов».
Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».
Чтение художественной литературы:
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»,
Т. Белозёров «Одуванчик».
Наблюдение за появлением перелетных птиц (снегири, клесты).
Послушать пение птиц.
Беседа с детьми о дятле, голубе.
Подвижные игры «Совушка»,
«Перелет птиц», «Коршун и наседка».
Чтение художественной литературы:
Г. Скребицкий «Берегите птиц»,
А. Барков «Голоса леса».
Беседа: «Городской парк «Дендрарий» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций)
Беседа «Чем мы можем помочь природе?»
Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми.
Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.
Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».
Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».
Работа с родителями Сентябрь,
Октябрь,
Ноябрь,
Декабрь,
Январь,
Февраль,
Март,
Апрель,
Май. Анкетирование «Экологическое воспитание детей».
Подборка экологической литературы для родителей.
Консультации на экологическую тему
родителей «Мир вокруг нас».
«Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
«Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
«Экологическое воспитание».
Практический материал (папка раскладушка) «Растения родного города».
Литературная выставка «Читайте вместе с нами».
Консультация «Птицы — наши друзья».
Конкурс кормушек «Каждой пичужке своя кормушка» (изготовления кормушек)
Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».
Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)
Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края).
Конкурс «Эколята – дошколята»
Конкурс «Эколята – друзья и защитники природы»
Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).
Проведения субботника «Сделаем город чище».
Участие в акции «Юный эколог» (посадка овощей, цветочной рассады, полив деревьев на территории детского сада) .
Изучение методической литературы по теме:
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 48 с.
2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 58с.
3. Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». – М., 2013. – 235 с.
Представление опыта работы:
1. Консультация для воспитателей по теме самообразования.
2. Консультация для родителей «Мир вокруг нас».
«Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
«Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
«Экологическое воспитание».
3. Отчёт по теме самообразования на портале МААМ. РУ
4. Представление проекта «Дидиктическая игра как средства экологического воспитания старших дошкольников» в СМИ.
5. Представление своего опыта педагогам.
Вывод:
В заключении своей работы я хотела бы сказать, что дидактические игры занимают важное место в экологическом воспитании детей. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей и т. д.
Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, систематизировать.
Дидактические игры повышают интерес детей к занятиям, способствуют сосредоточенности, что помогает лучше усвоить материал программы