Светлана Степаненко
Комплексный подход в музыкальном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход к музыкальному воспитанию.
В настоящее время разработка теории эстетического воспитания ведё тся по трем направлениям: художественное творчество в процессе их обучения; самостоятельная художественная деятельность детей; комплексный подход к эстетическому воспитанию, установление разносто-ронних связей между его различными сторонами. Ведущее направление – комплексный подход к эстетическому воспитанию. Одна из ведущих особенностей комплексного подхода – это программность эстетического воспитания. Впервые была осуществлена попытка создать примерную программу, в которой задачи эстетического воспитания разрабо-таны для каждой возрастной группы детского сада. Среди них воспитание эстетического отношения к природе, окружающим предметам, к искусству, ис-пользуемым на занятиях, в труде и повседневной жизни.
Публикация «Комплексный подход в музыкальном воспитании» размещена в разделах
Признаки комплексного подхода к музыкально- эстетическому воспитанию.
* музыкальное воспитание должно обогащать нравственный облик ребёнка, активизировать умственную деятельность, физическую активность; * воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, к музыкальному искусству должно помочь установлению связи ребёнка с жиз-нью; * содержание и методы обучения музыкальной деятельности должны обес-печивать единство её воспитательной, образовательной и развивающей функций; * сочетание разнообразных типов занятий (традиционных, тематических, комплексных) должно побуждать к развитию инициативы, активности, твор-ческих действий; * комплекс методов обучения с учётом индивидуально- дифференцированного подхода должен способствовать формированию эстетической воспитанности, склонности к самостоятельному и творческому учению, к развитию музыкальных способностей и первых проявлений эстетического вкуса; * гармоническое сочетание всех форм организации музыкальной деятельности детей (занятий, игр, праздников, развлечений, самостоятельной деятельности) должно способствовать всестороннему общему художественному раз витию дошкольников.
Комплексные музыкальные занятия.
Музыкальные занятия являются основной организационной формой систе-матического обучения детей дошкольного возраста в соответствии с требо-ваниями «Программы воспитания в детском саду» На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкаль-но- эстетических и воспитательно- образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобре-тают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально- ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Существует уже хорошо апробированная традиционная структура занятий. Она успешно освоена педагогами и во многом себя оправдала. Однако экс-периментальные исследования и лучший педагогический опыт показали, что существуют и другие структуры занятий, которые активизируют процесс обу-чения. Речь идёт о тематических и комплексных занятиях. Комплексные занятия названы так потому, что на одном занятии соединяются все виды художественной деятельности: художественно- речевая, му-зыкальная. Изобразительная, театрализованная. Комплексное занятие объединено одной задачей- ознакомлением с одним и тем же художественным образом, с определёнными жанрами произведений (лирический, эпический, героический) или с тем или иным средством ху-дожественной выразительности (форма, композиция, ритм и т. д.) Цель комплексного занятия- дать детям представления о специфике раз-личных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография, о возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких- либо видах художественной деятельности. Поэтому на комплексных занятиях важно не формально, а продуманно объ-единять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности ка-ждого вида искусства, по- своему передающих образ. Через сравнение, со-поставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивиду-альность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Комплексное занятие имеет те же разновидности тем, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определённым сюжетом, и наконец, темой может быть само искусство.
Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий, предос-тавляет педагогу широкий выбор. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например, «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передаётся разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка (звуки, краски, слова). Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хоро-воды, читают стихи, а объединялась бы задачей- передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного, звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз- Красный нос» --«Не ветер бушует над бором…» (суровые, несколько торжественные, не соответствующие характеру музыке, но близкие ей по теме, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута. На занятии, посвящённом теме «Сказочные персонажи», интересно не только проследить, как по-разному или похоже передаётся один и тот же об-раз в разных видах искусства, но и сравнить сколько музыкальных произве-дений, написанных на одну тему, например, пьесы «Баба Яга» П. И. Чайков-ского из «Детского Альбома», «Баба Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Кар-тинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Кар-тинки с выставки» и др. Сложнее проводить комплексное занятие, темой которого являются само искусство, особенности выразительных средств: «Язык искусства», «На-строения и их оттенки в художественных произведениях» и т. д.
На занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных инструментов или некоторыми другими средствами выра-зительности (регистром, динамикой и их сочетаниями). Предложить детям прослушать музыкальные произведения в высоком (светлом) регистре и низ-ком (тёмном, исполненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопос-тавив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи. Можно поговорить и о сочетании различных средств выразитель-ности, например, сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой, но в разных регистрах (высоком и низком, чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создаёт нежный, свет-лый характер («Вальс С. М. Майкапара, а в нижнем - таинственный, зловещий («Баба Яга» П. И. Чайковского). Эти произведения также сопоставляют с картинами.
На комплексном занятии по второй теме нужно найти общие настроения, переданные в разных видах искусства. Здесь применяются творческие зада-ния, например, передать в движениях характер весёлого или трусливого зай-чика, сочинить о нём песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с вырази-тельными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений. Темой такого комплексного занятия может быть и одно настроение с его от-тенками, например: «Торжественное настроение» (от радости до скорби, «Радостное настроение» (от светлого, нежного до восторженного или торже-ственного). Эти оттенки настроений прослеживают на примерах разных видов искусства и передают в творческих заданиях: сочинить песенку (приветливую, нежную или весёлую, радостную, выразить этот характер в движениях, нарисовать рисунки, в которых были бы видны эти настроения. Педагог может также заострить внимание детей на наиболее удачно най-денных образах и поговорить с ними о том, как удалось передать то или иное настроение. Иногда проводят игру, угадывая, какое настроение хотел выразить ребёнок в сочинённом им движении (танце, песенке, марше).
Комплексное занятие может быть объединено и сюжетом, например ска-зочным. Тогда, как и в тематическом занятии подобного вида, творческие проявления детей реализуются полнее. Подготавливает комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателями, чтобы использовать все знания и умения, которые дети по-лучили на других занятиях. Проводятся занятия примерно один раз в месяц.
Комплексное музыкальное развитие.
Занятия по программе проходят в игровой форме, построены на частой смене видов деятельности, это обеспечивает комплексный подход, динамику продвижения и постоянный интерес детей. Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно-тематических музыкальных занятий, комплексных и интег-рированных занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального комплексного развития решаются важнейшие задачи в развитии ребё нка: Умственное развитие, фи-зическое развитие, эстетическое развитие. Целью программы является общее психическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Задачи программы: способствовать раннему развитию ребёнка через ком-плексную музыкальную деятельность; помочь детям младшего дошкольного возраста в увлекательной игре войти в мир музыки; ощутить и пережить её чувственно; создать предпосылки к формированию творческого мышления; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний; формирование готовности к дальнейшему обучению; развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения; формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия. Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной дея-тельностью. В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компо-нента : принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для инди-видуальных и групповых занятий.
В программу по раннему комплексному развитию входят : 1) Подвижные игры и логоритмика. Развитие крупной моторики; развитие координации движений и концентрации внимания; выработка слаженности действий в коллективе, установление позитивных взаимоотношений, развитие совместной продуктивной деятель-ности; развитие навыков социального взаимодействия и социальной адапта-ции в музыкально- психологических играх и упражнениях; развитие фантазии и творчества в игре. ; формирование двигательных навыков; коррекция речи в движении (проговаривание, подпевание, формирование речедвигательных навыков). Материал- «Забавные уроки», «Весёлые уроки», «Аэробика для малышей», «Золотая рыбка», «Золотые ворота», «Игры для здоровья» и др. 2) Развитие мелкой моторики. Развитие моторики пальцев, мелкой моторики; развитие речи (проговарива-ние и подпевание песенок – игр, направленных на развитие мелкой моторики); развитие воображения («вживание» в образ и характер героев жестовых или пальчиковых игр); обучение счёту. Материал- «Ладушки, Десять мышек, Два поросёнка». 3) Развитие слуха, голоса. Простейшее интонирование (голоса животных, звуки природы, забавные слоги). Развитие звуковысотного, диамического, тембрального слуха. Пение и движение, инсценировки. Элементарная голосовая импровизация. Материал- «Песенки»- «Возгласы», «Азбука –Потешка», «Кошкин дом». 4) Физическое развитие, развитие культуры движений, оздоровительная работа. Укрепление организма ребёнка, формирование мышечного корсета, развитие дыхательной и сердечно – сосудистой систем. Развитие координации движений, концентрации внимания, ловкости, уверенности в себе. Развитие способностей к двигательному творчеству. Построено на использовании материала: «Игровая гимнастика», «Гимна-стика для мам и малышей», «Игры для здоровья» и др. 5) Знакомство с музыкальной грамотой, слушание музыки, обучение игре на шумовых и звуковысотных инструментах. Обучение игре на инструментах. Знакомство с музыкальными инструментами. Музицирование, игра в мини- оркестре (дети и родители). Слушанье музыкальных произведений, эмоциональное переживание музыки в пластических импровизациях. 6) Знакомство с буквами, подготовка к чтению, развитие речи: В процессе лепки и складывании букв из пластилина развивается мелкая мо-торика, концентрация внимания, координация движений, происходит зна-комство с буквами в практической деятельности и подготовка детей к чтению. В разделе «Поём-читаем» сочетание чтения по слогам и пения (чтения нараспев) позволяет не только обучать чтению по слогам, но и работать над голосом и дыханием. 7) Творческие задания, развитие воображения. Озвучивание и инсценировка сказок, стихов. Иллюстрирование (рисунки, лепка, аппликации) тематических игр и сказок. Пластические этюды и двигательные импровизации в прочесе активного слушания музыки. Инструментальное музицирование. Импровизации на шумовых и детских музыкальных инструментах. 8) Музыкальные кружки.
Цели и задачи уроков музыки.
Развитие музыкальных и общих творческих способностей посредством раз-личных музыкальных видов деятельности, а именно, развитие: * музыкальной памяти; мелодического и ритмического слуха; * адекватных способов самовыражения; * умения, с одной стороны, точно повторять материал, предложенный педа-гогом, с другой, придумывать собственные решения ситуации; * коррекция речи в движении с музыкой. Развитие умственно- интеллектуальных способностей; * воображения; реакции; умения слушать и концентрировать внимание; умения на слух различать, сопоставлять и сравнивать. Развитие физических способностей: * мелкая моторика; крупная моторика. Развитие социальных навыков: * умения взаимодействовать с другими; умения контролировать себя. Развитие интереса к музыкальной деятельности и радость от общении с му-зыкой.
Формы работы на занятиях.
* пение; * выразительное чтение детских стишков и потешек; * игра на детских музыкальных инструментах; * движение под музыку, танец; * слушание музыки; * инсценирование сказок; * подвижные игры на развитие реакции и моторики, развивающие контроль за движениями.
Наше время- это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, способные к позитивному созиданию. К сожалению, современный детский сад ещё сохраняет традиционный подход к усвоению знаний. Ещё очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает ин-терес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут по-терять способность к творчеству. Конечно, многие родители стремятся к развитию творчества у своих детей: отдают их в кружки, в студии, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Формирование творческих способностей ребёнка обусловлено не только ус-ловиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, ор-ганизуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность- всё это является благоприятными усло-виями для развития творческих способностей. Я бы хотела обратить внимание на комплексные занятия, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. На комплексном занятии дети поочерёдно занимаются пением, рисованием, чтением стихов, танцами. При этом выполнение декоративных работ или сюжетных композиций под звуки мажорной лиричной музыки создаёт эмо-циональное настроение, и дети успешнее выполняют задание. На комплексном занятии дети ведут себя непринуждённо, раскованно. На-пример, выполняя коллективный рисунок, они советуются, кто и как будет рисовать. Если они хотят инсценировать песню, то предварительно сами до-говариваются о своих действиях, сами распределяют роли. Во время декора-тивно- прикладной деятельности (плетение ковриков, роспись глиняной по-суды) можно использовать в грамм записи русские народные мелодии, что создаёт у детей хорошее настроение, вызывает желание напевать знакомые мелодии.
Классификация комплексных занятий.
1 По содержанию комплексные занятия могут быть разнообразными и осу-ществляются в разных вариантах: *отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и изобразительного); * блоки занятий, объединё нных по наиболее интересным для детей темам: «Зоопарк», «Любимые сказки»; * блоки занятий по знакомству детей с творчеством писателей, музыкантов, художников и их произведениями; * блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой; * блок занятий по ознакомлению с народным искусством; * блок занятий по нравственному и эмоциональному воспитанию. 2. Структура комплексных занятий зависит от возраста ребёнка, от накопления чувственного опыта: от живого наблюдения к рассматривания картин, к восприятию образа в стихах, музыке. * 3-4 года – живое наблюдение предмета или явления плюс яркая иллюстра-ция его. * 4-5 лет – яркая иллюстрация или картина, небольшое литературное произ-ведение. * 5-6 лет – литературное произведение плюс несколько репродукций, по-зволяющих выделить выразительные средства; музыкальное произведение или песня (как фон или как самостоятельная часть занятия). * 6-7 лет – художественное произведение плюс 2-3 репродукции (изобра-жающие либо сходный пейзаж либо различных) либо описание предмета или явления стихотворениях (сравнение, сопоставление); музыкальное про-изведение (в сравнении- какое подходит к репродукции или стихотворению). 3. Комплексные занятия делятся на два типа по значению видов искусства: доминантный тип, когда один вид искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном, например, стихотворение о природе и музыка помогают понять картину, её настроение)
равнозначный тип, когда каждая часть занятия дополняет друг друга.
4. Комплексные занятия могут варьироваться по сочетанию музыкальных, изобразительных, художественных произведений.
Вариант 1. Поочерёдное включение произведений разных видов искусства. Цель: усилить воздействие искусства на эмоции детей. Структура: прослушивание музыкального произведения; общение педагогов и детей о характере музыкального произведения; просмотр живописного произведения; общение педагогов и детей о характере живописного произведения; прослушивание литературного произведения; общение педагогов и детей о характере литературного произведения; сравнение сходства музыкального, живописного и литературного произве-дений по выраженному в них эмоциональному настроению, характеру худо-жественного образца.
Вариант 2. Попарное включение произведений разных видов искусства. Структура: прослушивание нескольких музыкальных произведений; обмен мнениями педагога и детей, сравнение чем похожи и отличаются по характеру музыкальные произведения; просмотр нескольких живописных произведений; сравнение сходства и различий живописных произведений; прослушивание нескольких литературных произведений; сравнение сходства и различия произведений по характеру, настроению; сравнение похожих по эмоциональному настроению музыкальных, живо-писных и литературных произведений.
Вариант 3. Одновременное включение в восприятие разных видов искусства. Цель: показать гармонию музыки, живописи и литературы. Структура: звучит музыкальное произведение и на его фоне воспитатель читает литературное произведение; воспитатель показывает одно живописное произведение и предлагает детям несколько музыкальных произведений или литературных и отобрать только одно из них, созвучное данному живописному произведению; звучит одно музыкальное произведение и дети подбирают к нему из не-скольких живописных произведений или литературных одно, созвучное по настроению.
Вариант 4. Включение контрастных произведений разных видов искусства. Цель: сформировать оценочные отношения. Структура: прослушивание контрастных по звучанию литературных произ-ведений; обмен мнениями педагога и детей об их отличии; просмотр кон-трастных по колориту, настроению живописных произведений; обмен мне-ниями педагога и детей об их отличии; прослушивание контрастных по на-строению литературных произведений; обмен мнениями педагога и детей об их отличии; восприятие похожих между собой музыкальных, литературных и живописных произведений; обмен мнениями педагога и детей об их сходстве.
Отбор содержания для проведения комплексных занятий.
Для того, чтобы провести комплексное занятие необходимо правильно ото-брать произведения искусства (литературы, музыки, живописи) : * доступность произведений искусства детскому пониманию (опираться на детский опыт); * реалистичность произведений художественной литературы, живописи; * привлекательность для детей, по возможности следует подбирать произ-ведения, имеющий интересный сюжет, вызывающий отклик в душе ребёнка.
Заключение.
Любое музыкальное занятие должно оставить след в душе ребёнка. Дети воспринимают музыку через игру, движение, рисунок. Комплексное музы-кальное занятие помогает развить память, воображение, речь, общую мото-рику. Творческий подход к проведению занятий способствует созданию по-ложительного опыта в формировании мировосприятия ребёнка. Слушание музыкальных произведений, пение, ритмика, игра на музыкальных инстру-ментах являются наиболее действенными способами приобщения ребёнка к музыке.
В процессе комплексных занятий дети самостоятельно, а иногда и с помощью воспитателя (особенно в младшей и средней группах) учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла.
Приобретённый раннее художественный опыт помогает им создавать выра-зительный образ (музыкальный, поэтический, изобразительный).
Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для формирования и развития творческих способно-стей.
Нужно воспитывать и развивать ребёнка так, чтобы он в будущем мог созда-вать что-то новое, стал творческим человеком. Часто развивать творчетво у ребёнка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. «Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов детских, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в дошкольном детстве закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.
Литература.
Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. Чумичёва Р. М. Дошкольникам о живописи. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ.