Елена Багнюк
Возможности сознания и психологические эксперименты. Гриффонаж и дудлинг — игра воображения. Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга:
Восполнение энергетического ресурса и улучшение эмоционального состояния.
Ожидаемый результат:
Обучение приёмам психологического воздействия и выработки паттернов релаксационного поведения.
Приобретение педагогами интересных психологических техник и пополнение арсенала педагогических практик с обучающимися.
Расширение представлений о психологических практиках для личного использования с целью психологической и эмоциональной разгрузки.
Техники и эксперименты, используемые в ходе тренинга:
-Лито-(стоун) терапия
-Рефлексотерапия
-Отзеркаливание
-Техники «Как справляться с бедой» (по М. Лабковскому)
-Гарвардский эксперимент с крысами (техника положительных установок и веры в себя)
-Эксперимент «Усталости от принятия решений среди дня»
- Эксперимент Льва Толстого «Белый медведь»
-Арт-терапия: дудлинг, грифонаж.
1. Вступительная часть.
Вступительное слово педагога-психолога.
Приветствие. Я рада видеть вас, уважаемые коллеги и очень надеюсь, что теперь такие тёплые встречи станут традиционными. Все они посвящены одной цели – отвлечь от обязательств на вашем рабочем месте и помочь хотя бы малой психологической и эмоциональной разгрузке. Эта встреча так же будет посвящена кратким теоретическим вопросам арт-терапии, в которой мы уже начали с вами работать в технике нейрографики на прошлой плодотворной встрече, которая очень созвучна с техникой фрактального рисования, и вы тоже в неё погружались. Наши встречи посвящены профилактике эмоциональной перегрузки педагогов, профессиональному выгоранию.
Чем может помочь в этом случае психолог? Моя помощь незаметна и, возможно, для многих это и не помощь вовсе, но учёными, занимающимися проблемой профессионального выгорания, установлено, что в 78 % случаях таких встреч «психолог-педагоги» - в школах страны, наблюдается установление нового уровня доверия к психологу, появляются позитивные мысли о негативных рабочих процессах, которые были ранее, улучшается позитивный настрой коллектива, снижается стрессогенный фактор на рабочих местах, и, что немаловажно, такие встречи помогают сплочённости коллектива в целом, т. к. на встрече педагоги могут вести себя свободно, не зависеть от времени, не обязательно уложиться в урок, нет домашних заданий, журнала и дневников и т. п., приходить сюда по зову души и собственному желанию, без напряжения и, главное – расставаться после встречи – с хорошим настроением.
Прежде, чем начать, давайте выключим звук телефонов и начнём.
Арт-терапией мы закончим сегодняшнюю встречу, но начнём мы с литотерапии или стоун терапии.
УСТАНОВКА. СЕЙЧАС Я ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ПОПРОШУ ВАС МАКСИМАЛЬНО РАССЛАБИТЬСЯ, НЕ КОММЕНТИРОВАТЬ МОИ СЛОВА, БЫТЬ МОЖЕТ, ЕСЛИ ХОТИТЕ, АБСТРАГИРОВАТЬСЯ, МОЛЧА, БЕЗ ПРЕРЫВАНИЯ МОЕГО МОНОЛОГА, ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ И ЛЕТИТЕ ЗА СВОЕЙ МЫСЛЬЮ. Если кому-то из вас понадобится выйти, постарайтесь не мешать другим.
2. Основная часть.
Часть А) Сейчас я предлагаю прикоснуться к камням, что лежат на ваших столах, взять в руки столько, сколько просит сердце, подержать, ощутить их гладкость, вес, можно закрыть глаза и пересыпать их из ладони в ладонь. Стоун от слова «камень». Это в принципе своём – одна из разновидностей массажа в салонах, где используются горячие или холодные камни разных пород. Используются они как спазмолитивное, седативное, физиотерапевтическое средство, снимают боль, напряжение, избавляют от бессоницы, укрепляют иммунитет. Мы не будем их нагревать, нагреем их своим теплом в условиях помещения, где находимся. Мы их будем использовать лишь для снятия стресса, передачи негативных мыслей, в последствии я смою весь негатив с них в воду, и они ещё много раз принесут нам радость. А вот литотерапия – тоже от слова «камень», но уже от греческого слова – активно применяется логопедами с детьми.
-Что навевает вам контакт с камнем? (ответы)
-Какой камень вы взяли в руки – природный или окрашенный?
-Как думаете, почему взяли природный, чистый? (ответы)
Какого цвета взяли камни?
Есть ли среди нас такие, кто взял камни одного цвета? Почему вы так сделали? (ответы)
Прикасаясь к камням, происходит не только массаж пальцев и ладоней. А массаж, сам по себе любой массаж – это дар небес нашему организму, это массирование точек, отвечающих за органы в нашем теле, так называемые рефлекторные зоны. Взгляните в СХЕМЫ, что я для вас приготовила, вы поймёте, что сжимание камней пригоршней или по одиночке принесёт вам только пользу.
Это нетрадиционная практика. Литотерапевты утверждают, что каждый камень обладает некими «вибрациями и излучениями», соответствующими «вибрациям и излучениям» человеческих органов. Тибетские и монгольские ламы для приготовления лекарств использовали около 100 различных минералов.
В китайской медицине, воздействуя камнями-биостимуляторами на биологически активные точки тела, выравнивали нарушенную в организме энергетику (Инь-Ян, повышали жизненную силу (Ци, снимали боли и лечили заболевания.
По порядку. Михаил Лабковский, психолог с 40летним стажем. Кстати, российский психолог, писатель, юрист, телеведущий и радиоведущий. Журнал «Forbes» признал его самым узнаваемым психологом России с доходом 130 млн рублей в год. Умнейший психолог современности. Советует. Когда вам действительно плохо – попробуйте открыть рот и начать с собой разговаривать, так вы начнёте рационально оценивать почему плохо, может в этот момент вы действительно выясните причину своей тревоги и придумаете выход. Вот говорят, что старики говорят с собой по недоумию, слабоумию, но ведь это рационально, так они помогают сами себе и укрепляют синоптические связи в мозге. Кто мешает выписать такие камешки с ВБ, включить музыку и просто отдохнуть? Я даю вам техники, которые ваш рациональный разум отрицает, и мой – тоже. Но: попробовав однажды – вы придёте и поблагодарите: «Мне стало легче». Вот уже 2 техники – литотерапия и техника «Разговора с собой» у вас за сегодня в кармашке. Многие держат камни в мини аквариумах на журнальном столике – это сейчас модно, позвольте себе не обязательно следуя моде – всё же иметь в арсенале релаксационных инструментов в своём доме подобные камни.
Так вот, а второй способ помочь себе справиться с бедой, по мнению Лабковского – это помочь другим. Есть люди, которым намного тяжелее, чем вам сейчас, поэтому, не тратьте свои ресурсы на крики в подушку, безумные слёзы, скандал, выброс адреналина или алкоголь – помогите тем, кому хуже, чем вам, так переживается любая боль.
Мы так стремимся быть правильными. Но задумайтесь, в Китае есть пословица. Красивое и стройное дерево пойдёт на мебель, а кривое и необычное – продолжает жить своей жизнью в лесу. Будьте необычными, не стремитесь как все – одинаковому восприятию, одинаковой одежде, одинаковым мыслям, оставайтесь в своём прекрасном мире, главное, что вы сами себя понимаете.
Переходим к моей мини лекции на сегодня. Касаемой психологических экспериментов истории и современности.
Вся информация сегодня направлена на работу бессознательного, дабы превратить полученные слова затем в свои мысли, это психологический приём в психологии, яркие примеры вызывают желание подражать. Ведь так? Во время эксперимента в Гарварде в 50х годах доктор Курт Рихтер поместил крыс в ёмкость с водой, чтобы проверить как долго они смогут держаться на воде. В среднем они сдаются и тонут через 15 минут. Но как только они начинали тонуть от истощения, их извлекали из воды, согревали, сушили и снова опускали в воду. И как думаете сколько они держались на этот раз? Во втором раунде они не тонули, а сражались 60 часов! Вывод очевиден, поскольку крысы верили, что спасение неизбежно, то расширяли свой предел возможностей. Если вера в себя может заставить крыс верить в свои способности, то что может вас заставить вера в себя? Пока человек не сдаётся он сильнее своей судьбы! Эрих Мария Ремарк. Вот тут мы с вами идёт в ногу с психологической наукой, мы детям в школе даём авансом нашу любовь, уважение, авансом даём установку на успех и меняемся с ними ролями – Дни самоуправления, но себе – что мы даём себе авансом? Мы к себе строги, обвиняем себя в неудачах, часто ругаем себя, не позволяем расслабиться, много работаем, думая, что не привыкли отдыхать, да и какой отдых, работать нужно! Запрещаем себе - или не хотим - встреч с друзьями, отказываемся, придумываем поводы, чтоб не пойти, не записываемся в бассейн или на танцы латино, ну может потом…Стоит задуматься…Вот тут мы постепенно теряем драгоценную ассертивность (умение прямо и чётко говорить о своих желаниях или нежеланиях, действовать вопреки чьему-то мнению, быть ответственным, иметь устойчивые личностные качества, а это влечёт многие факторы эмоционального выгорания. Ведь многие из нас не в профессии на самом деле выгорели, а выгорели эмоционально! Не работа сама по себе приносит усталость, а: (помогите мне…нехватка денег, времени, сил, а почему нет времени? Почему нет сил? Кто запретил вам когда-то отдыхать? В какой момент времени многие из нас разучились отдыхать? Место силы – это не только Тайланд и Турция, даже не Байкал, это затратно, а место силы – это для многих дача, лес, туризм, все места, где можно постоять, присесть и побыть всего час.
Часть В) ВЕДУЩИЙ НАМЕРЕННО ЗЕВАЕТ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ.
Эксп. № 1. Если в помещении с большим скоплением людей широко зевнуть, увидите цепную реакцию: люди против своей воли начнут зевать друг за другом. Подобную реакцию показывают собаки, обезьяны, некоторые кошки. Дети младше 5 лет, люди с аутизмом и психопаты с меньшей вероятностью зевают в ответ.
Выводы ученых: чем слабее эмпатия, тем лучше сила воли. Эмпатия в определенных ситуациях заставляет человека ослабить контроль за самообладанием, даже если это противоречит его желаниям и потребностям.
Как использовать в жизни: зевните при собеседнике — если вы ему симпатичны и интересны, он зевнет следом за вами. Этот трюк пригодится в личных отношениях и во время деловых переговоров. Отзеркаливание ваших жестов и поз так же свидетельствует о настроенности на вас. Копнем глубже.
Психология – забавная наука. Зеркалить – это один из множества приемов, но один из самых сильных, близкий к гипнозу.
Поза, жесты, слова-паразиты, наклоны головы – всё это используют люди, хорошо знающие психологию. Итак, предварительно резюмируем, в копилочку положим совет Лабковского – говорите вслух, чтобы лучше понять себя и помогайте другим, когда вам крайне плохо – это спасение и не забывайте быть добрыми друг другу и больше зеркалить положительных моментов, что настраивает учителей на мирное сосуществование и дружеское отношение друг к другу.
Эксп. № 2. УСТАНОВКА: СЕЙЧАС ВТОРОЙ И ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ВОЗМОЖНОСТИ НАШЕГО РАЗУМА. Припомните ситуации, где вас очень обидели или оскорбили, с этим чувством вы живёте весь день, переживаете, вдруг человек, обидевший вас, подходит в половине седьмого вечера или звонит в это время и извиняется. Готовы ли вы его сразу простить? Внутри себя? Честно именно сейчас? Когда прошло полдня, вам было больно, ваше сознание и организм испытывали унижение и отвращение, гнев, злость и бурные эмоции?
Чаще ответы – нет.
А если утром, на следующий день этот человек появится на пороге вашей квартиры и будет просить прощения? Простите? Возможно – да.
ЭТО ЯВЛЕНИЕ УЧЕНЫЕ НАЗВАЛИ «УСТАЛОСТЬЮ ОТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СРЕДИ ДНЯ». Чем чаще приходится делать выбор в течение дня, тем сложнее дается мозгу каждое новое принятие решения. Вывод ученых: справиться с такой усталостью можно с помощью отдыха.
Как использовать в жизни: если вам предстоит важная встреча, постарайтесь назначить ее на утро. Принимайте важные решения утром.
Эксп. № 3. Носит название «Эксперимент Льва Толстого «Белый медведь»
Идею эксперимента ученые обнаружили в книге Льва Толстого «Воспоминания».
УСТАНОВКА: СЕГОДНЯ МЫ ПРОВЕДЁМ ЭТОТ ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ. ПОЛОВИНУ ПЕДАГОГОВ Я ОЧЕНЬ ПОПРОШУ ДУМАТЬ О БЕЛОМ МЕДВЕДЕ. ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ПЕДАГОГОВ – НЕ ДУМАТЬ О БЕЛОМ МЕДВЕДЕ. КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА МЫСЛЬ О БЕЛОМ МЕДВЕДЕ БУДЕТ ВСПЛЫВАТЬ В СОЗНАНИИ – ЗВЕНИТЕ В КОЛОКОЛЬЧИК.
Переходим к арт-терапии.
(ДЕЙСТВИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА: ПОПЫТКА КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА ПРЕВРАЩАЛА ЗАПРЕТНУЮ МЫСЛЬ В НАВЯЗЧИВУЮ.
После эксперимента
Выводы ученых и Федора Достоевского, испытавшего на себе опыт Льва Толстого: попробуйте не вспоминать о белом медведе, и увидите, что он, будет поминутно припоминаться.
Как использовать в жизни: от психологической установки зависит успех действия, чем чаще думаешь о плохом, тем более вероятность на нём зациклиться, вот тут и падение ассертивности и низкая самооценка и отсутствие цели в жизни, всё равно же всё плохо, пусть и идёт плохо.
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. ИХ МНОЖЕСТВО, МЕЧТАЮ ПРОЙТИ ИХ ВМЕСТЕ С ВАМИ ВСЕ, ПОСТЕПЕННО, ТАК И БУДЕТ, МЫ НА КАЖДОМ ЗАНЯТИИ БУДЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ В КАЖДОЙ ИЗ НИХ.
Дудлинг, зентанглы, гриффонаж – звучит по-заморски, но интерес вызывает.
Дудлинг (doodling) как стиль рисования происходит от английского слова doodle (бессознательные каракули). Дудлинг — это техника рисования простых фигурок (точек, кружков, каракуль) либо просто беспорядочно переплетённых между собой прямых и изогнутых линий. Из таких маленьких элементов потом складываются красивые, сложные картины. В отличие от зентангла, в дудлинге нет каких-то специальных правил и ограничений: вы можете рисовать карандашами, красками, на бумаге, ткани или одежде — на любой поверхности.
Грифонаж (от фр. griffonage) — бессознательные беглые наброски импровизационного свойства, создаваемые человеком несфокусированно или, когда его внимание занято какими-то другими вопросами.
Среди таких набросков встречаются как простые рисунки, имеющие какой-то конкретный смысл и форму, так и абстрактные фигуры. Авторами часто бывают работники на планёрке, конференции, школьники или студенты, рисующие их в школьных тетрадях, часто скрытно, когда задумываются или скучают во время занятий. Некоторые люди рисуют фигуры во время долгих телефонных разговоров, если под рукой есть бумага и какая-либо письменная принадлежность. На гриффонажных рисунках встречаются изображения (шаржи) преподавателей и однокашников, коллег рисующего (часто только их голов, персонажей комиксов и мультфильмов, придуманных рисующим вымышленных существ, несложные пейзажи и их детали, разнообразные геометрические формы, узоры, текстуры и так далее.
Грифонаж является предметом нескольких научных исследований в области когнитивной психологии; в настоящее время эти исследования фокусируются на изучении сознательной и подсознательной активности рисующего и влиянии импровизационного рисования на улучшение памяти; в одной из статей анализируется связь явления с подсознательными мечтами или страхами человека.
ЭКСП. № 4. Учёный-психолог Джеки Арманд из Плимутского университета проводил эксперимент, целью которого было установить связь между созданием рисунков и запоминанием прослушиваемой лекции у студентов; согласно результатам проведённого эксперимента рисовавшие во время прослушивания лекции студенты запомнили на 29 % больше материала, чем не рисовавшие.
Итак, перед вами изображения дудлинговых рисунков, зентанглы и гриффонаж.
Особенности дудлинг и грифонаж:
Итак, чем же дудлинг отличается от других техник арт-терапии?
• в дудлинге нет никаких запатентованных узоров или требований к бумаге: можно рисовать на чем угодно и что-угодно
• в дудлинге нет или не обязательно разбивание рисунка на зоны-сектора-строки
• рисунки дудлинг могут быть любого цвета или комбинации цветов
• в дудлинге нет единого размера и формы
Полный полёт фантазии и свобода творчества!
Приступайте к шедеврам своего воображения на этих прекрасных тарелочках, используйте любые инструменты для рисования: карандаши, краски, гуашь. (Звучит музыка релакс. Свободное рисование.)
Пока вы рисуете шедевры дудлинга и гриффонажа, ещё один эксперимент. ё
ЭКСП. № 5. Проведём эксперимент под названием «ЭКСПЕРИМЕНТ БЭЛЛА» Эксперимент в метро
Выберем (рандомно) рисунок любого из вас. Один рисунок. Если автор захочет его продать, сколько он выручит денег? (ответы) А если я скажу, что эта работа Никаса Степановича Сафронова? (хотя он портретист, цена за работу вырастет в тысячи раз.
В 2007 году в американской прессе появилась новость о том, как суперзвезда классической музыка, скрипач Джош Бэлл, 45 минут играл в вашингтонском метро, и заработал 32 доллара. По словам музыканта, он трудился и выкладывался на все сто, и акустика в метро была хорошей. Тем не менее, горожане спешили мимо, или игнорируя выступление, или на бегу кидая монетки. Лишь одна женщина узнала в музыканте великого исполнителя. Вопрос был поставлен так: если великий музыкант играет великую музыку, а его никто не слышит, то или что-то не так с музыкантом, или музыка не такая уж великая. БЫЛА И ДРУГАЯ ВЕРСИЯ: ПОКА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА НЕ «ОБРАМЛЕНО» В БОГАТУЮ РАМКУ, ОНО НЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ, КАК ЧТО-ТО ВЕЛИКОЕ. ВЕДЬ ТОТ ЖЕ МУЗЫКАНТ, ВЫСТУПАЯ В БОЛЬШИХ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ, СОБИРАЕТ ТЫСЯЧИ ЗРИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЮТ ЕГО ИГРУ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.
Подведём итог встречи
Очень часто то, что мы видим и слышим – таковым не является, а правда и истина – совсем в других причинах. Наше занятие было посвящено экспериментам, явно показывающим нам, простым педагогам почему некоторые вещи, слова, события на нас не действуют или – наоборот, дают нам сил. Все мои слова и материал занятия были для вас и для помощи сознанию в профилактике эмоционального выгорания, заметьте, не профессионального!
Мне приятно было видеть вас, коллеги и приятно было видеть весь педагогический состав, спасибо вам за вопросы и обратную связь. Пожалуйста, приходите на тестирование, это очень важно, после занятия возьмите с собой по буклету, что я приготовила для вас.
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое!
– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. Притча для всех нас, кто поначалу сомневается в себе, думая, что в моём отсутствии света в душе, моего личного выгорании и отношении к жизни ничего не поможет. Но если начать с покупки камешков с ВБ или флорариума, они не так много стоят, а это уже творческое увлечение, можно купить маримо, цетрарию или бонсай, а можно взять и порисовать, не бойтесь выглядеть для семьи неправильными в этот момент, что муж или жена подумают плохое, свой– он обязательно поймёт, запишитесь наконец на латино или в бассейн, сходите на спектакль, помогите соседке бабушке или хоть раз побудьте добровольцем в волонтёрах, ведь мимо проходит жизнь.
Закончу нашу тёплую встречу историей мужчины. Лежу, говорит, в больнице. И тут в палату заходит Василич, позитивный мужик. Мы с ним 2 года назад вместе в хирургии лежали. Обрадовались. Я его спрашиваю: «Как у жены дела?» Он погрустнел. Говорит, не стало ее полгода назад, сердце. В прошлый раз она каждый день приходила к мужу, баловала нас вкусненьким, болтала. И всегда целовала его на прощанье. Уже зная о своей судьбе, она записала ему на телефон голосовое сообщение о том, как его любит, как благодарна за прожитую жизнь, вспоминала лучшие моменты. Василич каждую ночь слушает эту запись, думая, что все спят. У меня бессонница, и я все слышу. Он с ней тоже нежно разговаривает, говорит, что любит. Такую любовь я вижу в первый раз. А выводы за вами.
Берегите каждый свой день.
Не выгорайте, а горите сердцами, не сгорая. Спасибо за внимание и теплоту.