Ольга Шлейгер
Отчет по самообразованию «Использование образовательных ситуаций в работе с младшими дошкольниками на метеоплощадке»
▼ Скачать + Заказать документы
«использование образовательных ситуаций в работе с младшими дошкольниками на метеоплощадке как эффективный приём работы по экологическому воспитанию».
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени накапливался опыт наблюдения за погодой, который перерос в целую науку метеорологию. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды, который необходим для жизнедеятельности человечества в целом.
Публикация «Отчет по самообразованию „Использование образовательных ситуаций в работе с младшими дошкольниками на метеоплощадке“» размещена в разделах
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Погода и природные явления
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Очень важно создать условия для самореализации ребёнка, и осознанного отношения к природе и животному миру. Метеостанция позволяет уйти от стереотипных наблюдений за погодой на прогулке в детском саду и погружает детей в мир исследований и открытий, учит делать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментальной работе.
Определила цель: создание условий для знакомства детей с совокупностью различных признаков погоды, соответствующих сезонным изменениям в мире природы.
Поставила следующие задачи.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой.
2. Учить детей работать с выносным оборудованием для определения погоды (визуализатор погоды).
3. Учить работать с приборами метеостанции (ветряной рукав).
4. Учить рассуждать, сравнивать, предполагать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
5. Формировать умение действовать творчески и нестандартно.
Развивающие:
1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности.
2. Развивать умение замечать изменения состояния объектов природы от погодных условий.
3. Развивать инициативность и самостоятельность детей посредством вовлечения в разные виды детской деятельности.
4. Развивать способность прогнозировать свои действия от полученных результатов наблюдения за погодой.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
2. Формировать коммуникативные навыки и потребность развиваться.
В работе руководствуюсь следующими принципами:
- принцип сезонности - учет природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип занимательности - изучаемый материал интересен детям, что позволяет формировать желание выполнять предлагаемые виды деятельности, стремиться к достижению результата;
- принцип природосообразности - свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям;
- принцип диалогического общения – это неотъемлемые условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение;
- принцип доступности - осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, индивидуальных особенностей и психического развития детей;
- принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат;
- принцип последовательности - постепенное повышение требований в процессе образовательной деятельности;
- принцип объективизации (осознанности) поведения - поведение детей постепенно переходит от импульсивного на осознанный уровень. Создание психологически комфортных условий для обратной связи позволяет каждому ребёнку узнать мнение окружающих о своих поступках, чувствах. На основе полученных знаний сознательно изменять своё поведение;
- принцип наглядности – это методы проведения образовательной деятельности:
1. Словесные методы: беседа, устное изложение, обсуждение литературных произведений;
2. Наглядные методы: показ способов действий, наблюдение;
3. Практические методы обучения;
4. Частично - поисковой метод.
Формы проведения образовательной деятельности:
1. Интегрированные занятия;
2. Видео, презентации;
3. Игровые формы работы;
4. Практические занятия, творческие, лабораторно-исследовательские;
5. Экскурсии (прогулки);
6. Работа с метеооборудованием.
Структура образовательной деятельности гибкая, зависит от поставленных целей, сезонности и погодных условий.
Все мы знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому я использую в работе игры природоведческого характера, для этого познакомила детей с мультипликационным героем Капитошкой.
В игре ребенок активен, стремиться претворить в жизнь увиденное и услышанное, игровые технологии выполняют следующие целевые ориентации:
•Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи, аналитические умения, творческие способности.
Например, совершая ежедневные прогулки, приходя на участок, я задаю детям наводящие вопросы: «Ребята, почему так много листьев на земле?».
•Дидактическую. Расширяют кругозор, активизируют познавательную деятельность, формируют познавательные и исследовательские навыки Дидактическая ориентация способствует усвоению необходимого материала, позволяет быстро проверить результативность.
Это заставляет детей, высказывать свое мнение: «Осень наступила» и др., или: «Почему, так много веток на участке, вчера их не было?».
•Воспитательную. Формируют осознанное, экологически оправданное отношение к природе, мировоззренческие установки.
Затем, следуют или игра, или трудовые действия.
Хочется отметить, что уже сейчас, дети, выходя на прогулку, могут самостоятельно определить наличие или отсутствие ветра, а так же обращают внимание на ветряной рукав. Например, возвращаясь с прогулки, они замечают, что ветер усилился, наблюдая за ветряным рукавом.
Дети могут назвать ясную, облачную, погоду, знают её признаки и отмечают на доске визуализаторе погоды.
Для знакомства и закрепления знаний я использовала не только показ, но и применяла творческий подход (например, осенью идет дождь, зимой – снег).
С помощью игровых упражнений и аудиозаписей мы прослушиваем, имитируем природные явления (например, ветер – слабый, ветер – сильный)
С помощью экологических сказок, чтения художественной литературы, прослушиванием музыкальных произведений, просмотра познавательных мультфильмов дети наблюдают за последовательностью изменений погодных явлений в неживой или живой природе, в зависимости от содержания.
Применяя вышеперечисленные методы и приёмы работы, я уверена, что дети, к концу учебного года достигнут следующих результатов: могут устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой; работать с выносным оборудованием для определения погоды; с приборами метеостанции; рассуждать, сравнивать, предполагать, анализировать, делать выводы и умозаключения; действовать творчески и нестандартно.