Людмила Кикина
Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента в работе с детьми».
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России, а это - наше с вами будущее и будущее России. Работа по данной теме предусматривает комплексный подход к воспитанию и обучению ребёнка, осуществление социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Публикация «Отчет по самообразованию „Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
По теме моего самообразования были подготовлены: план работы на учебный год, консультации, конспекты праздников и развлечений, намечены тематические выставки и др.
Мною была поставлена цель:
Повысить уровень компетенции в вопросе игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента в работе с дошкольниками.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию первоначальных представлений о родном крае;
- познакомить детей с особенностями и традициями своего края через игровые мотивационные ситуации;
- формировать представления о родном городе: истории, улицах, людях, профессиях;
- познакомить с именами знаменитых земляков;
- формировать общие представления о своеобразии живой и неживой природы Мордовии, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней.
Развивающие:
- развивать интерес к познавательной, творческой деятельности, двигательную активность; интереск различным видам игр,
- положительное отношение к изучению истории родного края, России;
- развивать умениевидеть и понимать красоту окружающей жизни;
Воспитательные:
- формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями;
- воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения природе родного края, к результатам труда;
- воспитывать умение договариваться во время игры и уступать друг другу.
На протяжении всего учебного года постоянно использовала в работе по самообразованию методическую литературу:
«Мы в Мордовии живем»: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева и др; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015.;
«Безопасность»: Программа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, (Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации);
«Конструирование и художественный труд в детском саду»: Программа и конспекты занятий/ Л. В. Куцакова. (Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации);
Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство».
Изучение интернетисточников на педпорталах, а также использовались технологии:
*Технология саморазвития (Мария Монтессори);
*Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»;
*Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
*Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет»;
*Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром// О. В. Дыбина.
Работа проводилась через комплексное решение всех поставленных задач путём интеграции в различных видах детской деятельности:
игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной и обеспечивала взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников.
Тема моего самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента в работе с детьми» успешно интегрируется со всеми направлениями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения и решается в процессе:
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов
самостоятельной деятельности детей
взаимодействия с семьями воспитанников
создания предметно - развивающей среды.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является познавательная мотивация.
на позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.
В своей работе по самообразованию использовала формы и методы:
Устное изложение знаний педагогом и активизация познавательной
деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
Закрепление изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи, организация выставок, участие в концертах на уровне ДОУ и города.
Поисково–исследовательская деятельность – проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
Оценка и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.
Самостоятельная работа по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном крае являются экскурсии и целевые прогулки.
В течение года с детьми постоянно проводились экскурсии в мордовскую избу ДОУ, где ребята знакомились с бытом, утварью, блюдами, костюмами нашего региона. В целях знакомства с природой родного края были проведены экскурсии по улицам нашего района, на грачевник.
Также дети приняли участие во всех акциях и дистанционных мероприятиях во время самоизоляции.
На протяжении всего учебного года дети постоянно были заняты в сюжетно-ролевых играх: «Прогулка в лес», «Поликлиника», «Мордовская семья», «Поездка к бабушке в деревню», «Экскурсия по городу Саранску», «Посещение стадиона Мордовия Арена», «Поход в музей» и др. ; проведена театрализованная игра: «Дедушка Молчок», детям младших групп показана драматизация мордовской нар. сказки «Как собака друга искала», проводились экскурсии в мордовскую избу ДОУ. В течение года дети играли в подвижные народные игры, занимались артикуляционной гимнастикой, физкультминутками, использовались динамические паузы с определенными мотивационными ситуациями. Велась работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством, готовились также видео-презентации. (Участие в городском творческом конкурсе «Бабанпарь»).
Мною были разработаны и реализованы проекты «Заповедные места Мордовии», «История родного города Саранска», «Саранск – культурная столица Мордовии», «Будь здоров, малыш!» и др. Дети закрепили знания о людях, которые прославили Мордовию (художники, поэты, писатели, скульпторы, герои ВОВ, спортсмены и др.).
Оформлены альбомы: «Достопримечательности г/о. Саранск», «Красная книга Мордовии»; «История людей и памятников Мордовии», «Животные мордовского края».
Дети познакомились с художественными произведениями мордовских поэтов и писателей: Орлов В. Н. – «Лесной орех», «Небо и лужа», «Наша речка», «Заячий сон», Латанский В. Г «Желтые мышки», «Почему медведь зимой спит»; Я. Пинясов – «Живые фонарики», «Обыкновенные варежки», «Скворушкины яблоки», «Снежинки», вызвали интерес стихи Ф. Бобылева, П. Машканцева, М. Бебана, мордовские народные сказки, фольклор мордовского и русского народов. Дети слушали народные песни, песни о родном городе, природе, животных родного края.
В течение года показала открытые занятия: «Мы юные защитники природы»,
«Путешествие в Цветочный город», «Мы - юные исследователи», а также посетила занятия коллег, участвовала. Распространяла свой педагогический опыт на педагогических сайтах:
http://www.maam.ru/users/kikinalv
https://solncesvet.ru/sert/ , и др.
Участвовала в «Круглом столе» в МРИО, выступала с докладом в рамках международной научно-практической конференции «Евсевьевские чтения».
Важным аспектом в работе по самообразованию является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители – это полноправные участники образовательного процесса.
Поэтому старалась формировать у родителей активную позицию и сознательное участие в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада.
Для повышения педагогической культуры родителей в области национальной культуры проведена работа с родителями:
- выставка совместных рисунков «Сердцу милый уголок»;
-Родительская гостиная «Знакомимся с национальной кухней»
- консультации: «Приобщение детей к мордовскому фольклору»; Познавательные мотивации у дошкольников»;
- Папка-раскладушка «Воспитание маленького гражданина»;
- «Приобщение детей к народным традициям» и др;
- «Воспитание основ толерантности у дошкольников».
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Мордовского края, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Результат моей работы по самообразованию - это знания и представления детей об истории родного города, Мордовии, о знаменитых земляках, о достопримечательностях, об обычаях, традициях, особенностях жизни народа республики; бережное отношение к природе родного края… Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному краю, родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками. Усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное, уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем регионе.
Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему с рождения.
Повышение познавательной и творческой активности дошкольников, сформированность элементарных исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности. Позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка. Свободное использование фольклора, применение его в повседневной жизни. Повышение интереса к краеведо-туристической деятельности.