Александра Алексеева
Отчет о реализации программы самообразования воспитателя «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по реализации программы самообразованию воспитателя
БДОУ г. Омска «Детский сад № 130»
Алексеевой Александры Сергеевны
Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста.».
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи воспитанников;
Публикация «Отчет о реализации программы самообразования воспитателя „Развитие связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
3. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
5. Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
6. Повысить профессиональные компетенции в области речевого развития воспитанников.
Этапы реализации:
I этап: Информационно – подготовительный (январь – август 2019 г.).
На первом этапе я проанализировала затруднения в моей профессиональной педагогической деятельности, взяв за основу анализа мониторинг воспитанников моей группы за 2018 – 2019 учебный год и выяснила, что наименьшие баллы были получены детьми по направлению «Речевое развитие». Поэтому я решила разработать план самообразования по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». На начальном, информации я изучила методическую литературу по теме самообразования, а также интернет ресурсы. На основе изученной методической литературы осуществила теоретический анализ информации по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста.».
На основе полученной информации составила анкету для родителей, по авторскому опроснику, в целях выявления у них проблем в самостоятельных занятиях с ребенком по речевому развитию. По итогам анализа было выявлено, что во всех проанкетированных семьях ведется работа по развитию речи в различных направлениях, как в плане коррекции, так и по развитию речи. В своих занятиях многие используют советы логопеда, читают литературные произведения, заучивают стихи, ведут беседы, знакомятся с буквами и звуками посредством работы с букварем и игр на развитие фонематического слуха. Некоторые родители интересуются работой по развитию речи, проводимой в группе, а также хотели бы познакомиться с приемами самостоятельной работы дома. Данный интерес родителей можно удовлетворить посредством проведения открытого мероприятия для родителей по развитию речи и консультации по речевому развитию детей в домашних условиях. По результатам анализа анкетирования родителей составила план работы с родителями по самостоятельному речевому развитию воспитанников.
Следующим пунктом моей работы было проведение анализа речевого развития воспитанников (Методика: «Обследование связной речи», целью которого было обследовать связную речь дошкольников. По итогам проведения методики был сделан следующие выводы:
1. Во время пересказа услышанного текста наибольшие затруднения у воспитанников возникли с плавностью речи, структурированием текста, грамматикой и самостоятельностью. Все дети в различной степени «спотыкались» во время пересказа, сбивались. Воспитанники не всегда последовательно выстраивают пересказ, не всегда структура из пересказа схожа со структурой автора. Правильность построения предложений так же низка, дети редко используют сложные развернутые предложения, предпочитая простые. Всем детям понадобилась помощь воспитателя в той или иной мере. Кому-то было необходимо повторно прочитать текст или некоторые его части, кому-то – подсказки по тексту пересказа в подборе слова, выражения.
Все дети использовали лексику оригинала, но в недостаточном объеме, заменяют авторские средства выражения своими, схожими по значению достаточно редко. Наилучший показатель воспитанники демонстрируют в понимании текста. Все без исключения поняли основную мысль текста, но не все смогли ее правильно сформулировать.
2. Рассказывая историю «по картинке», дети смогли приди к единству темы, но не у всех получилось ее четко сформулировать. В речи воспитанников, в той или иной мере, прослеживалась межфразовая связь предложений, но были и несвязанные друг с другом предложения. Последовательность прослеживалась у всех, кроме 1 ребенка. Как и с пересказом текста при рассказывании по картинке у воспитанников возникли проблемы с формулированием сложных предложений, и они старались использовать простые. В некоторых случаях даже простые предложения оказались сложны, и воспитанники использовали разрозненные словосочетания. Все ребята старались поскорее закончить свой рассказ, поэтому его объем был мал. Всем ребятам при составлении рассказа потребовалась помощь воспитателя в подборе словосочетаний, подсказке некоторых слов и выражений, подборе правильных окончаний, а иногда и ударений. Плавность речи прослеживается, но все ребята создавали в рассказе паузы при формулировании последующих предложений.
Далее был собран весь имеющийся материал по теме самообразования и систематизирован. Был оформлено уголок речевого развития «Речевичок».
На основе систематизированного материала по теме самообразования была разработана консультацию для педагогов по теме: ««Особенности речевого развития детей в старшей группе». Но ввиду проведения ремонтных работ в ДОУ в августе, в месяце, в который было запланировано выступление с данной консультацией, она была перенесена на ноябрь.
II этап: Практический (сентябрь 2019 г. – март 2020г.).
Работа с воспитанниками:
Сентябрь:
Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого.
Целью данной работы было обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Октябрь
Было проведено два занятия по «Сказкотерапии»: «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».
Целью этого занятия было помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.
Ноябрь
Были проведены Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Целью этих игр и упражнений было совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
Декабрь
Было проведено открытое занятие по речевому развитию в старшей группе по теме: “Составление рассказа по картине «Зима, зимние забавы»”.
Целью данного занятия было учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Январь
Работа с загадками. Составление загадок.
Целью данной работы было учить детей отгадывать загадки по схемам, развивать монологическую речь детей.
Февраль
Была проведена работа над дикцией воспитанников посредством проведения артикуляционных гимнастик, обучения детей элементам точечного самомассажа, заучивания чистоговорок.
Целью данной работы было развитие дикции, постановка правильного произношения некоторых звуков, развитие фонематического слуха.
Март
Было проведено совместно с родителями мероприятие «Профессии наших мам», целью которого было совместное с родителями составление рассказа о маминой профессии (ее сути и социальной значимости). В рамках мероприятия воспитанники самостоятельно или при помощи мам выступали перед группой с монологическим рассказом, развивая навык выступления перед публикой, навык составления описательного рассказа и ознакомление с различными профессиями и их сутью.
Была запланирована работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировка сказки: «Теремок».
Целью было развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Роли были детям розданы в стихотворной форме, репетиции шли со всеми детьми группы, но итоговое выступление готовилось с небольшой группой. Оно не было проведено ввиду введения в области режима самоизоляции.
Работа с родителями:
Сентябрь
Консультация для родителей на тему:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Целью данной консультации было ознакомление родителей с возрастными особенностями восприятия литературных произведений воспитанниками и задачами ознакомления детей с книгой.
Ноябрь
Ознакомление родителей с играми (дидактическими и лексико-грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Целью было развитие интереса родителей по работе над речью с воспитанниками в домашних условиях, ознакомление с новыми способами речевого развития.
Декабрь
Посещение родителями непосредственной образовательной деятельности воспитателя Алексеевой А. С. и детей по работе над составлением рассказов по картинке «Зима. Зимние забавы».
Цель. Данного мероприятия было вовлечение родителей в работу ДОУ по развитию речи воспитанников, а также познакомить родителей с правильным примером постановки наводящих вопросов при помощи детям в составлении описательного рассказа в домашних условиях, познакомить с правилами работы по опорной схеме, обратить внимание на роль правильной речи родителей в становлении речи ребенка.
Январь
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Целью данной консультации было ознакомление родителей с ролью обучения разгадыванию загадок детьми в развитии логического мышления воспитанников и развитии речи в целом.
Февраль
Оформление папки- передвижки «Чистоговорки – основа дикции»
Целью оформления данной папки было ознакомления родителей с ролью чистоговорок в становлении правильной дикции воспитанников, а так же были предложены различные чистоговорки, направленные на постановку определенных звуков, где родители могли выбрать чистоговорку, подходящую к речевому дефекту их ребенка.
Март
Подготовка совместно с ребенком связного рассказа по теме «Профессии наших мам».
Целью данной работы было вовлечение родителей в работу ДОУ по речевому развитию детей, развитие умения родителей оказывать воспитанникам помощь в составлении рассказа, а не работу за их.
Работа с педагогами:
Октябрь
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Целью данной консультации было познакомить педагогов со Сказкотерапией, приемами ее проведения и ролью Сказкотерапии в развитии связной речи воспитанников.
Ноябрь
Консультация для педагогов «Особенности речевого развития детей в старшей группе».
Целью данной консультации было ознакомление педагогов с особенностями речевого развития воспитанников старшей возрастной группы и приемами развития речевого развития, актуальными в данной возрастной категории.
III этап: Итоговый (апрель – май 2020 г.).
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Подготовка к конкурсу чтецов. Целью которой было учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна» не было проведено ввиду введения режима самоизоляции. Поэтому родителям дистанционно было предложено разучить с детьми стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». Попробовать прочитать это стихотворение по ролям с ребенком (дать ребенку возможность прочесть и слова речки и слова синички поочередно). Учить произносить текст медленно, плавно, вспомнив, как бежит ручеек и как тонко щебечет синичка.
Провести повторную диагностику детей по речевому развитию по методике «Обследование связной речи» дистанционно не представляется возможным, поэтому обобщение работы было проведено на основе анализа проведенных мероприятий и результатов наблюдения за изменением в развитости речи детей воспитателем в течении учебного года.
Заключение.
Исходя из результатов проделанной работы, я пришла к выводу, что развитие речи воспитанников однозначно одно из важнейших направлений в развитии воспитанников в рамках образовательного процесса в ДОУ, благодаря развитию словарного запаса воспитанников развивается и их память, расширяется кругозор. Социально – коммуникативные навыки у детей с развитой речью так же улучшаются, воспитанники общаются друг с другом более свободно, «закрытые» к общению дети стали самостоятельно проявлять интерес к публичным выступлениям, ребята стали более уверенны в себе и меньше стесняться.
Целью моего плана самообразования было развитие навыков свободного общения воспитанников со сверстниками и взрослыми, и она была полностью воплощена. Исходя из анализа всей проведенной в рамках плана самообразования работы можно сделать следующие выводы:
1. Диалогическая и монологическая формы речи воспитанников были усовершенствованы посредством совместной с педагогом и родителями работ по пересказу и составлению сюжетных и описательных рассказов. Воспитанники научились более связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы («Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого).
2. Воспитанники лучше научились составлять рассказ по картинкам, рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины (в том числе и в рамках работы по составлению рассказа по сюжетной картинке «Зима. Зимние забавы»). Развили умение составлять свои рассказы из личного опыта и своих знаний (совместная с родителями работа по составлению рассказа по теме: «Профессии наших мам»).
6. Мои профессиональные компетенции в области речевого развития воспитанников были повышены. В рамках выполнения плана самообразования я ознакомилась и внедрила в свою педагогическую деятельность методику «Сказкотерапии», вовлекла родителей воспитанников в работу ДОУ по речевому развитию воспитанников. Познакомилась с углубленной информацией по особенностям речевого развития воспитанников старшей возрастной группы. Совершенствовала педагогические навыки работы с воспитанниками на занятиях по составлению рассказов, пересказов, подготовки воспитанников к выступлениям на публику. Так же я обогатила свою педагогическую копилку новыми речевыми упражнениями, играми и чистоговорками, загадками, сюжетными картинками и опорными схемами для составления рассказов и пересказов, усовершенствовала картотеку артикуляционной гимнастики.