Ольга Ларькина
Отчет о реализации инновационного проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством изоискусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по реализации инновационного проекта
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства»
в подготовительной к школе группе
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство.
Публикация «Отчет о реализации инновационного проекта „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством изоискусства“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Изобразительное искусство содержит богатый фактический материал для бесед на патриотические темы, поскольку почти все значительные события в истории нашей страны нашли отражение в изобразительном искусстве.
Цель проекта : создание условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с изобразительным искусством.
Задачи:
Развивающие:
- развивать посредством изобразительного искусства способности чувствовать, различать добро и зло, воспринимать красоту в искусстве и жизни, осваивать культурное наследие;
- развитие психических процессов: наблюдательности, образной памяти творческого воображения, креативного мышления;
- развитие эстетического сознания, предполагающее творческое отношение к миру, проявляющееся у воспитанников в позиции созидателя, а также осознание элементарных законов художественно-творческой деятельности;
- развитие эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств личности ребёнка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные :
- формирование художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства;
- воспитание интереса к разным видам художественного творчества.
Образовательные:
- формировать у дошкольников духовные и душевные качества, моральную культуру, этические нормы;
- обучение приёмам творческой деятельности;
- формирование знаний о средствах художественной выразительности;
- формирование знаний о видах художественно-творческой деятельности и специфических для каждого из них изобразительных средствах.
Инновационный проект : «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» реализовывался в течении 2021-2022 учебного года. Участниками проекта являлись дети подготовительной к школе группы №3, родители воспитанников, воспитатели группы.
Проект реализовывался в три этапа :
1. Организационный (сентябрь 2021 г.)
2. Практический (октябрь 2021 г. - апрель 2022 г. ,
3. Обобщающий (май 2022 г.)
На первом этапе были созданы программно-методические и организационные условия для реализации инновационного проекта. Решены поставленные задачи:
- изучена литература, подобран материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями;
- выявлен уровень художественных способностей в изобразительном творчестве детей;
- создана развивающая среда на основе различных видов искусства, предметного окружения;
- разработан цикл занятий с детьми в рамках реализации проекта;
- организована работа по реализации проекта.
На втором практическом этапе реализации проекта были разработаны конспекты в соответствии с перспективным планом работы проекта с целью формирования представление о красоте мира на основе получения первых художественных впечатлений. У детей вызван интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые предметы, люди, действия. Организована и проведена система мероприятий, посвящённых формированию духовно-нравственных ценностей через изобразительное искусство у дошкольников. Познакомили детей с Эрмитажем, Третьяковской галереей. Раскрыли понятия: музей, экскурсовод, экспонат и др. Повторить правила поведения в музее. Познакомили детей с картинами русских художников, изображавших пейзажи И. Бродского «Поздняя осень», А. А. Пластова «Первый снег», И. Грабаря «Февральская лазурь», И. С. Остроухова «Ранняя весна».
Формировали у детей интерес к новому, более сложному виду изобразительного искусства портрет и знакомили с портретами А. С. Пушкина у разных авторов.
В течении года обсуждали картины, наиболее понравившихся детям. Составляли рассказ по выбранной картине. Учили детей высказывать и обосновывать своё мнение, делать вывод в конце своего рассказа. Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепляли и обобщали знания о временах года и их признаках. Старались подвести детей к пониманию связи между живописью, словом и музыкой. На занятиях наряду с рассматриванием картин дети играли в дидактические игры «Составь пейзаж», «Восстанови картину», «Сложи половинки», «Лишняя репродукция» и тд.
Дети с удовольствием обыгрывали картину А. А. Пластова «Первый снег», воссоздав образ детей с картины, высказывали свои впечатления о первом снеге. Знания, полученные на занятиях использовали в собственном творчестве.
Для родителей провели анкетирование «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности», консультации: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста», «Поддержка художественных творческих способностей ребенка нетрадиционными техниками изобразительной деятельности», «Приобщаем ребенка к изобразительному искусству», изготовили буклет «Жанры и виды изобразительного искусства».
Методическое обеспечение: репродукции произведений русской живописи, наглядно-дидактические пособия «Мир искусства», «Видеотека (Великий Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) позволяли достичь поставленной цели.
На третьем этапе реализации инновационного проекта «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» были подведены итоги реализации проекта, подготовили выступление на педагогическом совете. Участвовали в конкурсе проектных работ и методических разработок среди педагогов дошкольных образовательных организаций «Педагогическое мастерство и творчество» на базе «Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева».