Валерия Сопотова
Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Поэтому воспитание звуковой культуры является одной из важнейших задач развития речи в детском саду.
Публикация «Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы» размещена в разделах
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагаетследующие цели и задачипо формированию звуковой культуры речив подготовительной группе :
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Формы работы с детьми :
-организованная образовательная деятельность
Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий:
-совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах
- игры-драматизации;
- праздники и развлечения;
- артикуляционная гимнастика;
- дидактические игры;
- шутки-чистоговорки
-индивидуальная работа
Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников? Это
-игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);
-игровые упражнения
-инсценировки
Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.).
Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений.
Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок.
Пользуясь указанными методами, я применяю разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.
Приемы:
- образец педагога;
- объяснение;
- образное называние звука или звукосочетания
- хоровые и индивидуальные повторения;
- совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;
- оценка ответа или действия и исправление;
- образная физкультурная пауза.
-показ артикуляционных движений.
Процесс формирования у детей правильного звукопроизношения начинается с младшего дошкольного возраста. В работе с детьми подготовительной группы я использую игры, направленные на выработку четкойдикции, добиваюсь ясной, внятной речи не только на занятиях, но и во время режимных моментов, во время прогулок. Работу по формированию звуковой стороны речи осуществляю в двух формах : в форме обучения на занятиях и вне занятий. В ежедневные занятия по речевому развитию включаю работу с детьми по звуковой культуре речи, а так же один раз в месяц провожу комплексное занятие, посвященное звуковой культуре речи. Большую часть времени на занятии отвожу работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в подготовительной к школе группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех). Беру на заметку тех, кто допускает ошибки, и выявляю причину затруднения.
Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который показываю детям. На первоначальной ступени обучения,подкрепляла этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата.
При формировании фонематического слуха,звуко и словопроизношения рекомендую использовать специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука.
Активным приемом, который я использую в своей работе, являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Я его предлагаю детям или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!», или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится то или иное слово, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).
Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).
В случае ошибочных ответов использую приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор я применяю не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Я стараюсь слишком частого не использовать исправления и подсказки (звукопроизношения, темпа и т. д., так как это нервирует ребенка. На занятиях употребляю и такой прием — образная физкультурная пауза, пальчиковая гимнастика, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала.
В процессе работы над звуковой культурой речи применяю наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишкии другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковойструктуры слова.
Так же продолжаюформированиеречевого слуха. Речевой слух — понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи : тембр (Узнай поголосу, выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка).детей учу выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Стараюсь детям дать понять значение терминов: «слово», «звук», «слог» (или часть слова, устанавливать последовательность звуков и слогов в слове. Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком, близких по звучанию (пушка — мушка — сушка, договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В подготовительной группе в процессе упражнений и игр детей сначала знакомлю с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Дети составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.
Затем приступаю к звуковому анализу слова.
Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой последовательности:
1.«Вспомним разные слова, поищем похожие слова» ( по смыслу и звучанию: птичка — синичка — певичка — невеличка).
2.«В слове есть звуки, они идут один за другим. Придумаем слова с определенными звуками».
3.«В слове есть части - слоги, они, как и звуки, следуют один за другим, но звучат по-разному (ударение). Из каких частей состоит заданное слово?» Часто такие упражнения носят игровой характер (перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); «купить в магазине» игрушку, название которой начинается со звука м). Важную роль играет воспитание речевогодыхания. Когда мы говорим, то вдыхаем во время пауз через рот и нос, а затем выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономно. Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха. Лучший тип речевого дыхания — диафрагмально-нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса. Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи. Задача воспитателя — научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Для работы над речевым дыханием используюнекоторые гимнастические упражнения («Дровокол», «Насос», а также игровые (поддувание бумажных птичек, шариков и т. д.). Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение педагогом требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.
Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Для совершенствования дикции я используючисто- и скороговорки, а также более сложные чистоговорки. Например, полезнычистоговорки, построенные надифференциации звуков : «Собака Том сторожит дом», «Цу-чу-цу-чу-чу, на ракете я лечу». Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата. Новую скороговорку я произношу наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаю ее несколько раз негромко, ритмично,с немного приглушенными интонациями. Затем ставлю перед детьми учебную задачу — послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент можно опустить). Для повторения скороговорки я сначала вызываю детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяю указание: говорить медленно, четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми и мной. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям — подгруппами, например: первая подгруппа. Расскажите про покупки! Вторая подгруппа. Про какие, про покупки? Все вместе. Про покупки, пропокупки,про покупочки мои! Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание.
Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении простыхпотешек. Для работы надсловопроизношением я используюдидактические игры («Поручения», «Магазин», «Что это?»). Помимо названных видов работы, провожу словесные упражнения-соревнования «Кто лучше скажет?». В соревновании участвуют сразу два звена (2—3 ребенка в каждом). Одно звено произносит трудные слова и словосочетания: горячий кофе, в аквариуме, на эскалаторе, пластмассовый; другое внимательно слушает, затем — наоборот. Если дети искажают трудные слова, например такие, как бидон, дуршлаг, противень, конфорка, крыжовник — включаю этот материал в другие словесные игры и упражнения («Докончипредложение», в короткие дидактические рассказы. У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Правильная постановкаударениятрудна для ребенка, поскольку он должен перейти от привычного произношения слов к нормативному путем образования слухоречевых дифференцировок. Часто обычное исправление ошибок не приводит к желаемым результатам — ребенок продолжает ставить ударение неправильно, хотя его много раз поправляли, побуждали произносить слово правильно. Необходимо показать ребенку правильное произношение на разных формах одного и того же слова. Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ (из трех-четырех фраз, в который нужно вставить недостающие слова. Для повышения интереса детей к этим упражнениям используюигрушки, картинки, инсценировки с персонажами-игрушками, игровые действия. Например, в игре «У кого кубик?» ведущий задает этот вопрос кому-нибудь из детей, а тот передает кубик товарищу и отвечает: «Я отдал его Свете», «Я отдала его Маше».
При формировании различных качеств голоса детей — силы, высоты организовываю подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, в игре «Кот на крыше» дети негромко произносят:
Тише, мыши,
Тише, мыши,
Кот сидит
На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись!
Целесообразно проводить тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (проговаривание скороговорок, игры «Перекличка», «Ауканье», «Эхо».
Для формирования выразительности чтения и пересказа я использую разнообразные приемы. Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления перед малышами на празднике; для подарка маме, бабушке и т. д.). В театрализованной деятельности ребенок использует еще и другие средства передачи сценического образа — мимику, жест, позу, походку. В целях формирования выразительности речи нужно шире использовать прием словесных упражнений. Для этого можно предлагать детям повторять (хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их внимание на неверную постановку логических ударений, на нечеткую смену темпа или силы голоса.
Ежедневно планирую индивидуальную работу по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы на занятиях, прогулках, во время режимных моментов. Она включает в себя игры, игровые упражнения, дыхательные гимнастики, дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, рассказы. Совместно с логопедом провожу индивидуальную работу с детьми, посещающими группу комбинированной направленности.
Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.