Насибуллина Альбина
Отчет о профориентационной работе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
Публикация «Отчет о профориентационной работе в ДОУ» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
В связи с этим в нашем ДОУ проводится определенная работа в этом направлении.
Цель: расширять и обобщать представление детей о профессии «Строитель» и какие профессии относятся к профессии строитель (архитектор, прораб, каменщик, маляр, штукатур, крановщик, экскаваторщик, монтажник, сварщик, бетонщик и тд) и орудия их труда, трудовых действиях.
Задачи:
-развивать познавательную активность и эмоционально-положительное отношение к человеку труда;
-развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, развивать логическое мышление);
-развивать у детей нравственные качества (настойчивость, старательность,. ответственность) через ознакомление с трудом строителя;
-совершенствовать трудовую деятельность детей для воспитания положительного отношения к труду строителя;
-развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности;
-воспитать ценностное отношение к труду других людей и его результатам;
-воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда для других детей и взрослых, участвовавших в совместном труде.
- вовлекать родителей в совместную деятельность с целью укрепления отношений.
Чтобы реализовать поставленные нами задачи, был составлен план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.
Данная работа в нашем дошкольном учреждении организуется через следующие виды деятельности:
• совместную деятельность взрослого с детьми:
• через ООД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
• через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями воспитанников;
• организацию взаимодействия с учреждениями социума;
• через реализацию проектов.
Творческой группой и старшим воспитателем ДОУ был разработан план профориентационной работы в ДОУ, в рамках выполнения плана была проведена работа с детьми, педагогами, родителями воспитанников ДОУ, с социумом.
Ожидаемый результат:
- сформировать у детей представлений о рабочей профессии «Строитель»
- сформировать ранних профориентационных склонностей
- перенос детьми знаний о профессиональной деятельности строитель в самостоятельную игровую деятельность
- сформированность уважения к труду строителя и желание трудиться
Работа с воспитанниками детского сада:
• Сентябрь - проведение обследования детей по теме «Что я знаю о профессии «Строитель» Презентация «Почему важно быть строителем».
Конкурс рисунков «Радуга профессий» организованный в рамках мероприятий программы сетевого взаимодействия Туймазинский Индустриальный колледж и Управления образования.
• Октябрь - ООД «Я быть строителем хочу, пусть меня научат!»
Экскурсия на строительную площадку девятиэтажного дома фирмы «Мечта»
Чтение художественной литературы, д/и «Кому что нужно для работы», презентация «Из какого материала построены дома»
• Ноябрь – ООД по познавательным, коммуникативным, творческим способностям детей.
Беседы, игровые ситуации, дидактические игры, конструирование
Конкурс «Профессии моих родителей»
• Декабрь - Развлечение подготовительных групп «Дом для Тетушки тыквы». Макеты «Строительная площадка». Встреча с интересными людьми «Профессия в моей семье». Сюжетно ролевая игра «Строительный магазин»
• Январь – Викторина «Какие профессии связаны с профессией строитель». Встреча с династией строителей. Экскурсия в магазин «Стройландия»
• Февраль – Беседы «Кто такой крановщик», «Кто такой экскаваторщик». Просмотр учебного видеофильма о работе на стройке. Игровые ситуации «Автомастерская», «Гараж», «Заправка». Дидактические игры.
• Март – выставка детских работ «Радужный дом». Беседа «Кто такой плиточник, маляр, штукатур». Заучивание стихов, дидактические игры, чтение художественной литературы. Игровые ситуации «Я крашу дом» «Я выкладываю мозаику»
• Апрель – составление описательного рассказа о профессии «строитель» используя мнемо таблицы. Развлечение «Мы построим славный дом». Сюжетно-ролевая игра «Мы строители»
• Май – проведение обследования детей по теме «Что я знаю о профессии «строитель»
Работа с педагогами :
• Сентябрь - Заседание творческой группы детского сада по разработке плана мероприятий ранней профориентации дошкольников.
Пополнение методического кабинета пособиями по профориентации
(дидактические пособия, методическая литература).
• Октябрь – конкурс «Делу время- потехе час», создание папки с архитектурными достопримечательностями г. Туймазы «История одного объекта»
• Ноябрь – педагогический совет №2 «Развитие познавательных, творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе работы по рнней профориентации в условиях интеграции образовательных областей». Изготовление смысловых целосностей в виде Кейсов по специальностям «Строитель». Конкурс «Профессии моих родителей»
• Декабрь – на базе МАДОУ прошло РМО для воспитателей подготовительных групп на тему «Ранняя профориентация»
• Январь - Проведены консультации с педагогами на темы:
1.«Знакомство детей с профессиями взрослых»
2.«Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»
3. Методические рекомендации «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учетом социального окружения»
• Февраль - Проведен семинар-практикум «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда в процессе ознакомления с профессиями людей».
• Март - Выставка методической литературы по ранней профориентации дошкольников
• Апрель - Оформлена папка-ширма для педагогов «Кем быть» по ранней профориентации дошкольников.
• Старшим воспитателем ДОУ оформлен стенд по ранней профориентации «Алтын кулдар» и картотека «Загадки о профессиях»
Педагогами ДОУ проведена определенная работа с родителями :
• Сентябрь – Анкетирование родителей. Рекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»
• Октябрь – создание альбома «Интересные факты о профессии Строитель» Консультация для родителей «Знакомство с профессиями взрослых»
• Ноябрь - Памятка для родителей. Создание альбома «Архитектурные постройки в г. Туймазы»
• Декабрь – Совместное изготовление макета «Строительная площадка». Папка ширма «Профессии людей»
• Январь – изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин строительных материалов Строиландия».
• Февраль - Проведен фотоконкурс среди родителей ДОУ «Профессии наших родителей»
• Март – совместная выставка макетов «В мире профессий»
• Апрель – выставка поделок «Кем я хочу стать»
Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Перспектива:
- продолжать развивать познавательную активность и эмоционально-положительное отношение к человеку труда
- продолжать развивать кругозор детей, их коммуникативные умения
- продолжать развивать у детей нравственные качества через ознакомление с трудом строителя
- продолжать воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам
- продолжать вовлекать родителей в совместную деятельность с целью укрепления отношений.