Cветлана Сергеева
Отчет воспитателя старшей группы о проделанной работе за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Мы, воспитатели группы «Золотой петушок», строили образовательно-воспитательный процесс, руководствуясь Образовательной программой дошкольного учреждения.
Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась по следующим образовательным областям: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Труд»; «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество»; «Музыка».
Публикация «Отчет воспитателя старшей группы о проделанной работе за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Старшая группа
- Темочки
Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовали следующие средства воспитания :
- игра;
- трудовая деятельность;
- личный пример взрослого;
- объекты природы;
- предметный мир;
Формы работы :
- занятия;
- экскурсии;
- самостоятельная деятельность детей.
Исходя из задач детского сада, была проведена следующая работа.
Предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию. В группе имеется достаточное количество дидактических, настольных игр и пособий, которые педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. В приёмной оформлены стенды с информацией для родителей, расписанием и режимом дня в ДОУ, фотографиями различных мероприятий, а также подбором стихов, потешек, рекомендованных для разучивания с детьми дома.
Далее работа проводилась с учетом ФГОС по следующим образовательным областям:
Образовательная область «Здоровье»
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – одно из ведущих направлений деятельности нашей группы, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Деятельность по оздоровительному направлению включала в себя следующие компоненты:
Создание условий для физического и психологического комфорта, формирование основ здорового образа жизни, закаливание, формирование у детей гигиенических норм и навыков: умываться, мыть руки после прогулки и т. п.
По данным направлениям, давали необходимые рекомендации родителям при возникновении каких – либо трудностей, проводили дополнительные консультации, мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей.
Образовательная область «Безопасность»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира, через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Дети научились соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, на улице, давались элементарные навыки поведения дома, в транспорте, дети научились адекватно и осознанно действовать в той или иной обстановке, у детей сформировались элементарные представления о ПДД.
Для определения уровня сформированности у детей знаний, умений по безопасному отношению к своему здоровью использовали беседы, наблюдения. Организуя работу с детьми, использовали стихи, загадки, пословицы и поговорки, сказки, вопросы и задания.
Образовательная область «Социализация»
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Воспитание уважительного отношения к взрослому. Мы старались быть для ребёнка примером для подражания, всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении, добиваться уважения и доверия детей, источником интересной информации.
Освоение взаимосвязей в социальном мире. Формировали основы соблюдения этикета. Детей знакомили с нормами поведения в общественных местах, обучали правилам обращения со старшими.
Формирование представлений о жизни взрослых. Рассказывали о различных профессиях, обсуждали особенности жизни человека в семье, семейные роли мужчины и женщины в семье.
Закладывание основ доброжелательного отношения к сверстникам. Формировали положительный образ группы, побуждали детей проявлять сочувствие, оказывать помощь друг другу. С родителями обсуждали поведение ребёнка в коллективе, его статус. Для формирования положительного самоощущения развивали у детей чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право выбирать друзей, игрушки, иметь личные вещи, наличие собственного мнения).
Воспитание чувства патриотизма. Старались строить свою работу так, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре страны, края, В доступной форме знакомили детей с историей России, родного края, города. Для этого использовали: занятия, игры; беседы, прогулки;; заучивание стихов, песен; чтение художественной литературы.
Особое значение в нашей работе имеет духовно-нравственное воспитание, которое является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Для формирования духовно-нравственных качеств детей, используем игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта. Всю работу по развитию у дошкольника духовно-нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Образовательная область «Труд»
Цель: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В группе использовали такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, поручения, дежурства по столовой.
В группе созданы условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Рационально хранится инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.
Образовательная область «Познание»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
На протяжении года мы активизировали освоенные детьми умения сравнивать (по форме, расположению в пространстве, числовому значению временным длительностям, измерять, упорядочивать и классифицировать, использовать эти умения с целью самостоятельного познания окружающего мира, освоения картины мира.
У детей развивался интерес к познанию простейших зависимостей между объектами (сходства и отличия, порядок следования изменений в связи с этим (продвижение по ряду, сущность различий между смежными элементами); измеряли объекты мерками разного размера, осваивали способы деления целого на части, размещения в пространстве.
Дети активно включаются в коллективные познавательные игры, общаются со сверстниками по поводу поиска рациональных способов игровых действий, организации экспериментирования, помогают сверстникам в случае необходимости.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного субъекта природы.
Реализация задач осуществлялась в процессе как повседневного общения с детьми, так и на занятиях, детей знакомили с многообразием окружающего мира.
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов обучения детей элементарной математике.
Математическое развитие предполагало усвоение ребёнком в соответствии с возрастными возможностями ряда представлений, понятий, отношений и закономерностей (количество, число, порядок, равенство - неравенство, целое –часть, величина-мера и др.). На занятиях по ФЭМП создали условия для воспитания у ребёнка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно - моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности. Детей учили анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия.
Образовательная область «Коммуникация»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения с взрослыми и детьми; всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
Большое внимание мы уделяли развитию устной речи детей, последовательности работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, подготовкой к обучению грамоте.
Мы старались создать благоприятную речевую среду, в результате которой дети овладевали конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.
Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться. И здесь надлежащее место отведено работе по формированию диалогической речи, в процессе которой основное внимание уделяли развитию самостоятельной активной речи ребёнка, поощрения его желания говорить, давали оценку его высказываниям, подчёркивали успехи в общении.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Произведения отбирались особенно тщательно, с учётом прежде всего их художественных достоинств. При выборе стихов, сказок, рассказов учитывались особенности возраста и доступность их содержания для детей, литературные произведения читали детям ежедневно (и новые, и уже им знакомые).
В группе имеется книжный уголок с книгами, которые постоянно в распоряжении детей, т. к. они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Не все дети могут мысленно представить героя произведения и в этом им помогают иллюстрированные издания.
Организовывали разнообразные игры с текстами, инсценировки и драматизации. В процессе чтения выделяли наиболее яркие в образном отношении слова и фразы и предоставляли детям возможность произнести, проговорить их. Для заучивания детям подбирали понятные динамичные стихи, часто с юмором. Старались проводить поэтапный анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительным чтением следующих друг за другом логически завершённых отрывков. Образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Обучая детей творчеству, использовали учебные и творческие задания. В процессе занятий художественным трудом развивались художественно-творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
В руководстве различными видами изобразительной деятельности старались предоставлять детям как можно больше самостоятельности, но в случае затруднений обязательно оказывали помощь.
Взаимодействие и сотрудничество с семьёй.
При работе с родителями для более успешного развития и воспитания детей придерживались следующих задач:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей;
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Выражаем свою благодарность родителям за оказание помощи в воспитательно-образовательном процессе. Без сотрудничества с семьей невозможно решать никакие вопросы воспитания и развития ребенка.
В работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми. В конце года для определения результативности была проведена мониторинг знаний по всем областям. По результатам диагностики-мониторинга следует, что анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Были проведены родительские собрания на тему:
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.
«Старший дошкольник - какой он?» Цель: Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения при этом.
«Научите ребенка быть добрым» Цель: вызвать у родителей интерес и желание к игре. Создать доброжелательную обстановку.
Итоговое собрание. Цель: подведение итогов работы с детьми за 2015-2016 учебный год.
С детьми нашей группы проводили кружок «Маленькие актеры» за учебный год дети научились :
- импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. п.).
- расширились знания детей о жизни, их желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.
- дети научились согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).
- выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
- вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
- познакомились дети с историей театра, получили представления о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.
Так же с детьми нашей группы проводился кружок «Песочные чудеса».
За учебный год дети научились самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремились к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети научились выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки, наглядно-образное мышление, восприятие и память. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
С детьми нашей группы велась работа по проекту «Чистюлька». Были выполнены с детьми такие задачи как:
- Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
- Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Так же проводились краткосрочные проекты: «В стане вежливых слов и добрых поступков», «Будь природе другом».
Для развития логического мышления, расширения и активизации словаря, формирования связной речи с детьми проводились в течение всего учебного года игры по ТРИЗ технологиям. Применение технологии ТРИЗ в играх и на занятиях привело к значительным результатам:
• у детей усилился интерес к занятиям, появилось желание к взаимодействию, готовность к совместному решению;
• развилось владение нетрадиционными способами действий и умение самостоятельно выбирать адекватный ситуации способ решения творческих и познавательных задач;
• дети научились выбирать свою позицию во взаимодействии, определять, какую часть работы они могут осуществлять при выполнении совместных действий;
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к занятиям, дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.
Диагностические данные показали, что большинство детей приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют создавшуюся ситуацию, оценивают её.
В итоге мы сделали следующие выводы:
• ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,
• ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,
• ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
• ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные во время игр, способны творить чудеса. Они развивают способности детей, творчество, развивают горизонты сознания.
Применение технологии ТРИЗ при обучении и воспитании детей оказалось эффективным и целесообразным для проведения дальнейшей деятельности.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
С целью реализации поставленных целей и задач в работе с детьми эффективно применялись технологии: Сидорчук Т. А. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи», Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.
Подводя итог нашему отчету можно сделать вывод, что наши дети готовы перейти в подготовительную группу.