Марьяна Заборина
Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей
▼ Скачать
МБОУ Сосновская НШ
Отчет к педагогическому совету
«Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей».
II группа раннего возраста
Выполнили: Атаманенко О. Ю.
Заборина М. Ю.
с. Сосновка
12 января 2022г.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
Публикация «Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.
Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• развитие чувства ответственности;
• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Основная цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни : растения участка и группы, домашние животные.
Работая с детьми раннего возраста, мы большое внимание уделяем понятию «семья» :
• Проводим беседы о семье, о близких родственниках: «Мой папа»; «Моя мама»; «Мой дом»; «Как мы отдыхаем»;
• Играем в дидактические игры: «Чей малыш?»; «Покорми цыпленка»; «Угощение для зайчика»;
• Проводим пальчиковую гимнастику: «Семья»; «Сорока Белобока»;
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Дочки-матери»; «Уложим куклу спать»; «Покорми куклу»; «Мама готовит кушать».
В начале года проводилось родительское собрание по данной теме. Перед собранием родителям было дано домашнее задание: пройти анкетирование и нарисовать свой семейный герб, рассказав о нем кратко.
В группе оформлен уголок с совместными фотографиями детей и родителей.
В ноябре мы провели два открытых занятия: «Петушок и его семья» и «Семья» на формирование первоначальных представлений о семье и знаниях родственных отношений в семье.
Совместно с детьми готовим подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, в этом году добавился в нашу копилку новый для нас праздник «Праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь». Для родителей оформляем поздравительный уголок (стенгазета, совместные творческие поделки, открытки, тематический демонстрационный материал (папка-передвижка).
Также мы уделяем большое внимание и традиционным праздникам: Пасха, День Победы, Новый год, День народного единства, день защиты детей…. Проводим беседы с детьми, смотрим иллюстрации, занимаемся творческой деятельностью (рисование, аппликация, лепка, участвуем в конкурсах.
Принимаем участие в традиционных акциях Сосновского дома культуры.
• Ко дню матери дети с родителями рисовали рисунки;
• Ко дню рождения Деда мороза родители с детьми и мы в группе рисовали поздравительные открытки;
• Приняли участие в акции «Снежинка».
Ведем совместную работу с нашей библиотекой. Вместе с Екатериной Александровной делали подарки, в ноябре изготовляли «Букет для мамы». Также проводился мастер-класс: «Ежик» (нетрадиционная техника рисования»).
Знакомим детей с потешками, прибаутками, это помогает нам познакомить детей с обычаями, развивать нравственные и патриотические чувства.
Когда дети только пришли в детский сад, и чтоб быстрее привыкли, нам большую помощь оказывают потешки, например:
• «Водичка-водичка» (воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте);
• «Пошёл котик на торжок» (способствует развитию у детей желания делиться друг с другом);
• «Сорока-сорока» (воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему).
Знакомим детей с русскими народными сказками:
• «Курочка Ряба» (научить детей сопереживать близким);
• «Волк и семеро козлят» (первые навыки послушания);
• «Теремок», «Рукавичка» (воспитывают дружеские отношения);
• «Репка» (учить помогать друг другу; ориентация родственных (семейных) связей.
Помимо традиционного чтения, мы прослушиваем аудио-сказки-потешки.
После прочтения пробуем обыграть сказку, так как в игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома, а также закрепляет прочитанный текст.
Знакомились с нашими национальными игрушками – матрешка, неваляшка. Рассматривали, играли, ухаживали за ними.
В декабре мы занимались проектной деятельностью «Покорми птиц зимой». Вели беседы о том, как птицам нелегко зимой, корм достать негде, холодно. Организовали работу родителей в изготовлении кормушек и приносе корма для пернатых.
Были проведены занятие по познавательному развитию «Поможем медвежонку». Мы помогали медвежонку навести порядок в лесу для того чтоб он мог лечь спать на зиму. Знакомили и рассказывали детям, что мусор бывает разного вида: пищевые отходы, бумага и пластик.
Формируем навыки самообслуживания: одевать и снимать колготки, обувать обувь…. Убирать за собой игрушки с помощью взрослого, после самостоятельно. Развивать интерес к труду взрослого: няни, дворника, повара, посредствам живого наблюдения, либо по иллюстрациям, дидактическим играм.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.
Таким образом, в нашей группе была начата работа по формированию первоначальных представлений о ближайшем социальном окружении, заложена основа дальнейшей работы гражданско-патриотической направленности.