Галина Фролова
Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. В последнее время вследствие высокой занятости родителей бытовыми, а чаще всего финансовыми проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому, резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. Данный факт обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя —логопеда в общеобразовательных учреждениях. Сейчас как никогда возникла необходимость разработки и внедрения в практику дошкольных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях. Успешность коррекционной работы учителя-логопеда во многом зависит от активного участия в коррекционно-педагогическом процессе родителей детей, имеющих речевые проблемы.
Публикация «Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС до» размещена в разделах
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания и обучения установление партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями.
В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения. Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями : родительские собрания, анкетирование, индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации, совместные семинары – практикумы, посещение логопедических занятий, информационный стенд «Логопедический уголок» в группе, индивидуальные буклеты для родителей, информационно – коммуникационные технологии.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в речевую группу детского сада. Но еще до начала учебного года, для родителей вновь поступивших детей, я провожу групповое собрание (после ПМПк). На этом собрании я знакомлю родителей с работой дошкольного учреждения, программой воспитания и обучения, говорю о необходимости проведения с детьми серьезной коррекционно-воспитательной работы. Также рассказываю об особенностях развития детей с общим недоразвитием речи и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании. Родители подводятся к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребенка.
Групповые родительские собрания проводятся три раза: в начале, в середине и в конце учебного года. На них перед родителями ставятся конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения ребенка в детском саду. Например, «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семь в преодолении речевых нарушений» для родителей старшей группы; «Ребенок готовится к школе» для родителей подготовительной группы и др.
Здесь же стараюсь закладывать основы сотрудничества и взаимодействия, формирую дружеские, партнерские отношения. В ходе собрания происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка, поводится анкетирование.
Я предлагаю составленную и апробированную мною анкету для родителей, которая помогает выявить на начальных этапах занятий с детьми трудности, возникшие как у детей, так и у родителей дома при выполнении заданий логопеда. Проведение анкетирования родителей позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса.
Одной из форм работы, проводимой мною, являются систематические беседы с родителями. Для удобства общения, один раз в неделю (в четверг) работаю во второй половине дня. Цель бесед – оказание родителям своевременной помощи по проблемным вопросам развития и коррекции речи. В ходе бесед стараюсь включить родителей в коррекционный процесс. В конце сентября до родителей довожу результаты диагностики детей. Это происходит только в индивидуальной беседе. Здесь преследую главную цель – установить с родителями доверительные отношения, заручиться поддержкой для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе я отмечаю сильные и слабые стороны речи ребенка, намечаю пути оказания помощи в коррекции речи. В течение года с родителями воспитанников провожу индивидуальные беседы по запросу родителей.
Также провожу консультации для родителей. Каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, стараюсь вызвать у них желание сотрудничать. Некоторые темы проводимых мною консультаций: «Почему наши дети плохо говорят», «Что такое общее недоразвитие речи?», «Чем занять ребенка дома», «Речевая готовность ребёнка к школе», «Подготовка руки к письму» и др.
С первых дней пребывания ребенка в речевой группе, я убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики, поэтому обязательно провожу консультации: «Развиваем пальчики, стимулируем речь ребенка» (для родителей старшей группы, «Готовность руки к письму» (для родителей подготовительной группы. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.
Кроме того считаю одной из основных форм работы с родителями семинары-практикумы. В начале года родители приглашаются на семинар - практикум «Артикуляционная гимнастика – как основа правильного произношения». Следующий семинар-практикум - «Как заниматься с ребенком дома». К данным семинарам организуется выставка методической литературы и пособий под рубрикой «Домашний логопед», на которой родители ознакомятся с пособиями по коррекции и развитию речи. Ещё одна форма работы с родителями «Мастер – класс». Для родителей старшей группы проводила логопедический мастер - класс «Волшебный ветерок», где родители сами становились участниками данных упражнений. Вместе с воспитателями провожу обучение родителей совместным формам деятельности с детьми, носящее коррекционную направленность: различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, знакомим с различными дидактическими речевыми играми.
Примером практической формы работы с родителями в нашем дошкольном учреждении выступает организация «Школы для родителей», где родители получают советы и практические рекомендации, в частности, по обучению детей грамоте и подготовке к обучению в школе.
Открытые занятия позволяют родителям познакомиться с приемами проведения игр и упражнений с детьми, увидеть уровень успеваемости своего ребенка, в сравнении с другими детьми. В конце учебного года обязательно проведение открытого занятия с приглашением учителя начальных классов и родителей. Цель: показать результат логопедической работы и уровень готовности детей к школе.
Одной из форм взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий для совместной деятельности детей и родителей дома. Началу работы предшествует консультация «Как работать в тетради дома». Родителям предлагаются варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанности между членами семьи, чтобы способствовать развитию речи ребенка. Задания планируются и разрабатываются в соответствии с перспективным планом коррекционно-воспитательной работы. Задания объединяют все темы коррекционной работы: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматику, лексику, связную речь, мелкую моторику. Увеличение и усложнение заданий происходит постепенно, так, чтобы для ребенка, а на первых этапах и для родителей, сохранилась «ситуация» успеха, чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям.
В группе мною создан «Логопедический уголок», который отражает тематику занятий, дает ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, знакомит родителей с новыми приемами коррекционный работы с детьми. Здесь же родителям даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков. Предлагаю родителям различные консультации. Например, «Развиваем речевое внимание ребёнка», «Развиваем слуховое внимание ребёнка», «Речевое развитие ребенка на 6-ом году жизни. Особенности овладения детьми звукопроизношения», «Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями», «Речевое общение. О чем разговаривать с дошкольником», «Уважайте своего ребенка!», «Развитие памяти, внимания и мышления», «Советы родителям будущих первоклассников». Рубрика “Играем дома” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
Также выпускаю буклеты, памятки для родителей с интересной и главное, полезной информацией, играми, заданиями и упражнениями по автоматизации звуков, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для разучивания и проведения их дома. Названия буклетов: «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики», «Родителям будущих первоклассников», «Скоро в школу», «Логопед советует. Артикуляционная гимнастика (общий комплекс упражнений)», «Развиваем память малыша», «Пальцы помогают говорить», «По дороге в детский сад» и др.
Нашу повседневную жизнь невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Современные средства ИКТ помогают логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей. Родители наших детей в большинстве молодые люди, для которых компьютер и интернет такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как телевизор и телефон. Поэтому стараюсь активно использовать эти возможности для пропаганды логопедических знаний среди родителей. Рекомендую родителям посещать сайт детского сада https://kopdou1.jimdo.com/. Основным мотивом посещения, которого должно стать получение информации о жизни детского сада. Так же родители получили доступ к информации на сайте «Сетевой город. Образование» (https://81.177.100.45/about.asp?AL=Y).
Через сайт детского сада или электронную почту специалиста можно напрямую задать любой вопрос или получить консультацию у специалистов МДОУ. Такая форма работы помогает родителям глубже проникнуть в суть проблем, которые возникли у его ребенка, адекватно оценить их и вовремя начать работу по коррекции.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Применение традиционных и новых с привлечением инновационных форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Все эти формы хорошо себя зарекомендовали в логопедической практике. Родители, как правило, включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А результат возможен только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласовано, но и проявлять инициативу.
Опыт моей работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Только такое совместное взаимодействие оказывает положительное влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребенка.