Наталья Белова
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
"От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский
Семья- социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.
Публикация «Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников» размещена в разделах
В тоже время семья выступает и отрицательным фактором воспитания (ссоры, конфликты родителей, плохой пример и т. д.). Эти ошибки связаны с недостатками знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Поэтому в помощи педагогов нуждаются многие родители, хотя не все осознают этого. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.
Содержание работы педагога с родителями включает в себе вопросы воспитания и обучения детей; для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем. Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать. Только тогда возможно повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного отношения с родителями.
4
Основная часть
Цель: создать благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.
В своей работе я использую основные принципы, на основе которых строится общение с родителями:
---общение на основе диалога;
---открытость, истинность в общении;
---отказ от критики и оценки партнера по общению.
Свою работу с родителями я реализую через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания.
Индивидуальные формы :
Посещение семьи на дому. Проводится 1-2 раза в год с целью познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.
Индивидуальные консультации. Проводятся по запросам родителей, и предполагают индивидуальное общение с родителями.
Индивидуальные беседы. Проводятся мною ежедневно. Эти беседы представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду, получении нужной информации о ребенке.
Коллективные формы :
Родительские собрания. Мною проводятся родительские собрания, на которых знакомим родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста,решаются организационные вопросы, а также вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей, приглашаются руководители и специалисты детского сада для решения вопросов. Постановления из собрания фиксируются в протоколе.
5
Групповые консультации. Подготавливаю сообщения или практические рекомендации для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, совместно обсуждаем волнующие вопросы, например:"Агрессивный ребенок", "Застенчивый малыш", "Когда в семье брат или сестра","Когда родитель только один".
Диспуты, дискуссии, аукционы родительских идей. Проводится обмен мнениями по проблемам воспитания -это одна из наиболее интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.
Совместные праздники и развлечения с детьми и сотрудниками детского сада. Проводим совместные праздники, в процессе которых все участники имеют возможность пообщаться, получить необходимую информацию, отдохнуть, познакомиться поближе. Например, календарные праздники (Новый год, День Матери, музыкальные, спортивные. В этих мероприятиях наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями детского сада. Они играют, поют песни вмести с детьми и педагогами, читают стихи. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга по-новому.
Наглядно-информационные формы :
Родительские уголки. В родительском уголке представлена востребованная информация для родителей : распорядок дня в детском саду, содержание воспитательно-образовательного процесса, организация питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.
6
Папки-передвижки. Воспитатели групп подбирают и оформляют в папках теоретический и практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. Например, "Развивающие игры для детей", "Что читать малышам", "Мир природы", "Азбука вежливости".
Выставки совместного творчества. В детском саду организовываем интересные и увлекательные выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов. Это выставки рисунков "Зимушка-зима", "Золотая осень", выставки фотографий "Домашние питомцы","Ангел, по имени Мама", выставки поделок из природного материала "Что нам осень подарила", "Елочка, зеленые иголочки".
7
Заключение
Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными помощниками воспитателей, а также главными воспитателями своих детей. Поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в большой мир.
Для достижения успехов в воспитании ребенка необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведенные совместные мероприятия помогают поднять авторитет семьи.
На сегодняшний момент в структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.
В работе полезно использовать анализ педагогических ситуаций, что помогает прийти к выводу, что методы воспитания надо применять гибко: учитывать особенности ребенка, его настроение, темперамент.
В заключении хотелось бы отметить, что проанализировав результаты работы с родителями можно сделать выводы, что:
---родители получают теоретические знания, которые можно использовать на практике;
---в результате взаимодействия с родителями, семейное воспитание приобретает большую научную обоснованность, планомерность;
---в ходе работы должны поддерживаться нормы взаимодействия: взаимоуважение, открытость к общению, доверие и т. д.
Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании. Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей, родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями
8
педагогической деятельности. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, социальную ситуацию в обществе.