Галина Беседина
Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в пункте 1.6.9 указано, что Стандарт направлен на решение следующих задач: в том числе - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Также в пункте 1.7.6 сказано, что стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Также в разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в пункте 3.1.6 сказано, что Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Публикация «Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а сложной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
При построении процесса взаимодействия с семьями воспитанников я опираюсь на следующие принципы:
• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
• единое понимание педагогами и родителями целей и задач развития, воспитания и обучения детей;
• помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
• принцип единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи и его реализация.
Эффективность взаимодействия детского учреждения и семьи во многом определяется выбором форм взаимодействия. Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога.
Внедрения разных форм сотрудничества, взаимодействия с семьями позволяет решать ряд важнейших задач, стоящих перед ДОУ:
- повышается педагогическая культура родителей;
-объединяются интересы семьи и ДОУ;
- позиция родителей становится более гибкой, они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, участвуют в психолого-педагогической работе детского сада;
-создаются условия для успешной социализации детей дошкольного возраста
Выстраивая взаимодействие с родителями, активно использую как традиционные формы (родительские собрания, практикумы, консультации, индивидуальные беседы, так и современные (нетрадиционные) формы (семинары-практикумы, совместные с детьми мероприятия, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия и т. д.).
Одна из форм взаимодействия - родительские собрания. Их провожу форме дискуссий, круглых столов, конференций, тематических вечеров. Так за период моей работы 2011-2015 г. мною проведены родительские собрания: деловая игра «Воспитываем добротой» (2011г. ,родительское собрание в форме конкурса «Что я знаю о своем ребенке» (12г., тренинг «Наказывая, подумай зачем» (4014 г.) круглый стол «Роль изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» (2015)
Одна из наиболее доступных форм установления связи с семьями воспитанников - индивидуальная беседа, когда происходит обмен мнениями по разным вопросам. Провожу тематические консультации, готовлю памятки и буклеты на интересующие родителей темы. Консультации: «Влияние изобразительной деятельности на развитие творчества» (2012 г., «Нетрадиционные методы рисования» (2012 г., «Переживание у детей физических наказаний» (2014 г.); буклеты «Наказывая, подумай, зачем?» (2014 г., памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту» (2015 г.). Активно использую информационно-просветительские формы работы с родителями.
С помощью досуговой формы взаимодействия наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, происходит установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми: спортивный праздник «Ты и я друзья» (2011г., «Ярмарка широкая» (2012 г.).
Также использую информационно - аналитические формы сотрудничества с семьями воспитанников, которые направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование по вопросам обучения детей правилам дорожного движения» 92012) «Мы и детский сад (2015 г.,
Все формы взаимодействия с семьями воспитанников, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Проведенные мероприятия показали положительную динамику. Так на 14% повысился интерес к решениям вопросов воспитания и обучения, родители стали активнее участвовать в анкетировании на 23 %, в конкурсах на 7%. Хорошо налаженное общение между семьей и ДОУ способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.