Наталья Степаненко
Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.13 года) предусматривают тесное взаимодействие с семьями детей по реализации основой общеобразовательной программы дошкольного образования.
Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции.
Публикация «Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО» размещена в разделах
Эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию.
Свою работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по трем направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление мы используем на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
2. Наглядно- информационное направление - используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
3. Досуговые формы мы используем для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Начинаем совместную работу с анкетирования, которое затрагивает проблемы адаптации и готовности ребенка и его родителей к поступлению в детский сад «Хочу ли я в садик?», «Что умеет мой ребенок?», «Готов ли ребенок к детскому саду» и др. ; выявление социального статуса семьи : и др. В ходе организации педагогического мониторинга мы изучаем своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях.
Одной из эффективных форм работы с родителями является посещение семей воспитанников на дому, что позволяет намного легче установить доверительные отношения с родителями и с ребенком. К тому же воспитатели, побывав в семье малыша, посмотрев условия жизни, могут более правильно подобрать индивидуальный подход к ребенку и его семье.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, я помогаю воспитателям разработать тактику своего общения с каждым родителем, с учетом педагогических потребностей каждой семьи, учитывая индивидуальные особенности семейного воспитания.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Это работу мы проводим через традиционные формы работы (собрания, беседы, консультации, а также через родительские уголки, которые имеются в каждой группе детского сада. В них воспитатели помещают практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Я, как старший воспитатель, подбираю для каждой возрастной группы разнообразные консультации по интересующим тематикам: «Адаптация» «10 правил адаптации» и др., «КГН и самообслуживание» «Вредные привычки», «О правильной осанке», Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «Воспитание любознательности у детей» и др. Кроме информации на стендах родителям предлагаются материалы, которые можно взять с собой и ознакомиться дома. Это листы-памятки с кратким материалом: «В детский сад без слез»; «Ваш ребенок пришел в детский сад», «Игры ребенка с родителями», «Одежда ребенка?» и т. д.
Одной из современных форм сотрудничества с родителями – это работа через официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись, периодически, с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
По результатам опроса 55% родителей нашего детского сада регулярно посещают наш сайт, следят за новостями, конкурсами, оставляют комментарии в гостевой книге.
Сотрудничая с родителями мы создаём единое образовательное пространство. Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и семьей помогают досуговые мероприятия. Они гармонизируют отношения родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной деятельности. Проводимые в детском саду праздники, утренники, концерты, соревнования такие как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» вечерние посиделки «Яблочный спас», «Бабушкины руки не знают скуки», «Игрушки своими руками» помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они всегда выступают в роли непосредственных участников в играх эстафетах, с удовольствием читают стихи, поют песни и т. д.
В ноябре 2013 года на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка детский сад №5 прошло торжественное заседание семейно-консультативного центра посвящённого «Дню матери - казачки.
На праздник были приглашены многодетные семьи воспитанников, а также почетные гости:
- руководитель управления социальной защиты населения В. С. Гукин ;
- заместитель начальника УПФР в Щербиновском районе Е. Н. Костенко;
- начальник отдела ЗАГС Татьяна Игоревна Хорошайло;
- начальник отдела по вопросам семьи и детства Л. И. Дрыгваль;
- методист Л. В. Леонова. Присутствующие родители смогли лично задавать интересующие их вопросы руководителям различных служб и тут же получить на них ответы.
Участие семей в конкурсах, поделках из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Пасха в кубанской семье», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Дары осени», «Природа и фантазия».
Новой и интересной формой работы с семьями воспитанников является проведение Акций. Тематика их разнообразна, но всегда находит отклик у родителей. Так с 2012 года акция «Украсим елочку» стала ежегодной. Каждая дошкольная группа выбирает елочку, растущую на территории ДОУ, и дети, вместе с родителями, украшают ее игрушками, сделанными своими руками. И каждый раз, выходя на прогулку, дети говорят, что это наша елочка, мы ее украшали. Проводимые к 70-летию нашей Победы акции «Сирень – 45 года» и «Полотно памяти» никого не оставили равнодушными. Родители всех возрастных групп приносили саженцы сирени для высадки на «Аллее Славы». А с какой гордостью ребята приносили лоскутки с вышитыми инициалами своих родственников, погибших в годы войны. Каждому хотелось, чтобы имя близкого для семьи человека, было вписано в «Полотно памяти». Я думаю, что именно такие мероприятия, лишенные всякого формализма, способствуют сближению нас – педагогов с семьями наших дошколят и помогают достичь общей цели – воспитанию настоящих патриотов своей страны.
Доверительные отношения с родителями устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» (ремонт игрушек, мебели, групп, помощь в создании предметно – развивающей среды в группах, подготовка участков к летнему сезону, групп к новому учебному году) налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей. Они помогают в изготовлении пособий для малышей по сенсорике: «Бусики», «Цветочная полянка», помогли оформить «Уголок казачьего быта» на территории учреждения, пополнили участки игровым оборудованием: «Домик», «Корабли», «Мотоциклы», «Паровоз».
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия развивают в ребенке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки.