Светлана Киселёва
Перспективный план «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств» (старшая и подготовительная группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план
«Художественная литература - как средство воспитания гуманных чувств»
(с детьми старшей и подготовительной к школе груп
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Белинский в. г. : |
Художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. |
Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребёнок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
В ДОО нередко во время чтения решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребёнка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике бывают ошибки другого рода, когда высокая нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребёнка, формированию у него правильного отношения к действительности.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, побуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то педагог помогает выделить главное качество героя и обосновать свою оценку. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредотачивающими внимание детей на главном, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему, миру, их переживаниям. Вопросы должны помочь ребёнку разобраться в образе, а педагогу вопросы должны помочь понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребёнку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного.
Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребёнка определённое, яркое, живое содержание, тогда и чувства его развиваются более интенсивно. А для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой: создание выставок рисунков по мотивам произведений, просмотр фильмов, спектаклей. Педагоги должны способствовать развитию детских игр по мотивам произведений. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актёры принимают участие в концертах.
Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребёнка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература вводит детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым к окружающим их людям, к действительности.
СТАРШАЯ ГРУППА (5 – 6 ЛЕТ)
№ п/п, художественная литература, задачи воспитания гуманных чувств
Сентябрь:
1.«Заяц-хвастун»(рус. нар. сказка)
Воспитание у детей эмоционального отношения: положительного – к скромности, отрицательного – к хвастовству. Формирование представлений о скромности.
2. Б. Житков «Что я видел» (главы о Москве)
Формирование представлений о Москве, развитие интереса к изучению столицы нашей Родины – России.
Октябрь:
3. В. Крупин «Отцовское поле»(глава из одноимённой книги)
Воспитание интереса и уважения к трудящемуся человеку. Формирование представления об общественной значимости труда взрослых.
4.«Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка)
Воспитание чувства товарищества. Формирование представлений о справедливости.
Ноябрь:
5. Л. Воронкова «Ссоры с бабушкой»
Воспитание уважения к труду взрослых, заботливого отношения к старым людям, желания делать для старших добро.
6.«Айога»(нанайская сказка)
Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости.
Декабрь:
7. В. Осеева «Почему?»
Воспитание чувства правдивости и справедливости. Формирование представлений о честности.
8. К. Чуковский «Айболит»
Воспитание сочувствия, доброжелательности, желания прийти на помощь тем, кто попал в беду.
Январь:
9. П. Бажов «Серебряное копытце»
Формирование представлений о доброте и отзывчивости.
10.«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (рус. нар. сказка)
Воспитание у детей гуманных чувств, умения характеризовать литературные образы и высказывать своё отношение к ним. Формирование представлений о добре и зле.
Февраль:
11. А. Митяев «Почему Армия родная»
Воспитание уважения и благодарности к воинам Российской Армии.
12. А. Барто «На заставе»
Воспитание интереса и уважения к воинам. Формирование представлений о службе пограничников.
Март:
13.«Кукушка»(ненецкая сказка)
Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается.
14. Е. Благинина «Посидим в тишине»
Воспитание чуткости, заботы о матери. Формирование представлений о том, как нужно заботиться о маме.
Апрель:
15. С. Маршак Рассказ о неизвестном герое»
Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. Формирование представлений о смелости, скромности.
16. Б. Житков «На льдине»
Воспитание чувства заботы о человеке. Формирование представлений о мужестве и смелости.
Май:
17. К. Паустовский «Квакша»
Воспитание гуманного отношения к животным.
18. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Формирование представлений о том, что жадность людей справедливо наказывается.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (6 – 7 ЛЕТ)
№ п/п, художественная литература, задачи воспитания гуманных чувств
Сентябрь:
1. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»
Формирование представлений о смелости.
2.«Храбрый мальчик»(дагестанская сказка)
Формирование представлений о смелости.
Октябрь:
3. К. Паустовский «Кот-ворюга»
Воспитание любви к животным. Формирование представлений о том, что животных нужно кормить, беречь. Ухаживать за ними.
4. Л. Толстой «Два товарища»
Формирование представлений о товариществе, о смелости и находчивости.
Ноябрь:
5. В. Маяковский «Кем быть?»
Воспитание положительного отношения и уважения к человеку-труженику. Формирование представлений о людях разных профессий.
6. А. Толстой «Желтухин»
Воспитание чуткости. Заботы о животных.
Декабрь:
7. В. Одоевский «Мороз Иванович»
Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми.
8. С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Воспитание сочувствия к несправедливо обиженным. Формирование представлений о том, что зло наказывается, а добро вознаграждается.
Январь:
9. Л. Воронкова «Маленький Соколик»
Воспитание у детей гуманного отношения к животным. Формирование представлений о заботливом отношении взрослых к домашним животным.
10. М. Пришвин «Ребята и утята», «Золотой луг»
Воспитание гуманного отношения к животным, любви к природе, наблюдательности. Формирование представлений об окружающей природе, её особенностях.
Февраль:
11.«Самый красивый наряд на свете»(японская сказка)
Формирование представлений о скромности.
12. Л. Кассиль «Твои защитники»
Воспитание уважения к воинам, желания быть похожими на них. Формирование представлений о хоабрости и самоотверженности воинов, защищавших страну от врагов.
Март:
13. Г. Виеру «Мамин день»
Воспитание уважения и любви к матери.
14. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Воспитание доброты, любви к природе и животному миру. Формирование представлений о необходимости беречь природу и заботиться об её сохранности.
Апрель:
15. А. Барто «Уехали»
Формирование представлений о верности, отзывчивости на добро
16. С. Маршак «Пожар»
Формирование представлений о смелости, трудолюбии, доброжелательности.
Май:
17. У. Дисней «Приключения маленького щенка»
Воспитание любви и гуманного отношения к животным.
18. С. Вангели «Парта Гугуцэ»
Воспитание желания учиться, развитие нравственно-волевых качеств, целеустремлён- ности, настойчивости. Формирование у детей положительного отношения к учению.