Светлана Рысьева
Освоение народной культуры
Развивая у детей представления о человеке, необходимо в первую очередь обращаться к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо главное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через приобщение к народным промыслам.
Публикация «Освоение народной культуры» размещена в разделах
Нашему музею «Кубанская горница» 1,5 года. С его появлением изменилась жизнь детского сада, изменилась также направленность работы кружка «Поделочка».
На занятиях кружка с целью общего и творческого развития детей, их патриотического воспитания, большое внимание я уделяю знакомству с народными промыслами Кубани. У кубанцев не было такой стороны жизни, которой бы не коснулись руки мастеров умельцев.
Поэтому работа нашего кружка тоже получилась разнообразной, увлекательной и познавательной. На занятиях мы знакомимся и осваиваем забытый, но вновь возрожденный промысел Кубанских мастеров – плетение из талаша.
Кубанские мастерицы во время уборки кукурузы обратили внимание на листочки, которыми обернут кукурузный початок, на его особенности. Так появилось на Кубани новое ремесло - плетение из талаша.
При увлажнении талаш податлив, крепок, хорошо связывается, сплетается в косички. Поэтому детям очень нравится с ним работать. На занятиях мы изготавливаем объемные работы – кукол, лошадок, птиц, бабочек, создаем аппликации, используя природную красоту и разнообразные оттенков кукурузных листьев, а также способность талаша приобретать различные цвета с помощью пищевых красителей.
Жители Кубани с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы. В наше время, наверное, многие мечтают создать нечто подобное своими руками. На занятиях в нашем кружке мы периодически открываем «Гончарную мастерскую» и создаем из глины (иногда заменяем ее соленым тестом) различные предметы быта, игрушки.
В работе с детьми я использую разнообразный природный материал. Мы работаем с соломкой, плетем из лозы, красим ткани в технике печать. В некоторых работах переплетаются умение работать с талашом, лозой, навыки изготовления тряпичных кукол.
На Руси и у нас на Кубани кукла была не просто игрушкой, она была залогом семейного счастья, первым учителем и даже врачевателем.
Кукла «Крупеничка». Раньше девочкам варить кашу помогала кукла-помощница. Мама шила куклу размером, соответствующему размеру горшка, в котором варили кашу и дарила дочке на семилетие со словами: «По пояс крупички, по шейку водички, по головку каши». И девочка могла примерять на кукле, верно ли она насыпала крупы и налила воды. Также кукла являлась неприкосновенным запасом ценных для этой семьи круп, зерна.
Кукла Благодать (благо дающая) делается в подарок на Рождество или на праздник Благовещения. Можно сделать и просто так, в знак благодарности, тогда благодарность вернется к тебе с благой вестью. «Сначала дай, потом проси» - говорили в старину. Кукла дарится со словами «Никогда не унывай, и руки не опускай». Кукла Благодать напоминает женщине ее основную задачу – давать благо. Силу женщина берет от Бога, поэтому руки у нее подняты вверх. Кукла делается яркой. Веселой и радостной.
В руках у Кубышки-травницы обычно находятся два мешочка с разными сухими травами. В случае небольшой головной боли можно, например, размять в пальцах только один мешочек, содержащий мелиссу, немного подержать куклу в руках, и ваше состояние заметно улучшиться. Таким образом, кукла несёт с собой здоровье, утешение и «отгоняет» болезни. Мы наслаждаемся красивым внешним видом куклы и благотворным действием аромотерапии!
На занятиях кружка дети учатся мастерить кукол и в то же время знакомятся с родной культурой, народной мудростью.
«Отдарок на подарок» - первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам. Делать такую куколку ребенка обучала бабушка. Этой куколкой благодарили за подарок, услугу или что-то хорошее. Самую первую куклу дети делали для родителей, сызмальства приучаясь быть благодарными им за то, что те растят их и заботятся о них.
Самый первый отдарок мать отдавала дочери, когда та выходила замуж и уходила в другую семью, говоря: «Когда-то ты этот отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставили, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе». Сыновьям отдавали их Отдарки, когда они переезжали в свой дом, отделялись от семьи.
Собирая мужчин в дорогу, нередко девушки (женщины) вместе с вещами клали любимым, вместо фотографии, сделанную своими руками миниатюрную куколку «Подорожницу», из кусочков ткани от одежды, которую носили любимые им люди. В руках куклы располагался узелок, в котором были спрятаны несколько крупинок пшена, щепотка родной земли или зола домашнего очага.
Не менее важным условием для приобщения дошкольников к народной культуре является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах нравственного воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремятся удивить родных, с удовольствием и интересом делятся новыми впечатлениями дома. Родные тоже включаются в обсуждение, рассказывают о чем-то своем. Таким образом, родители стали моими единомышленниками. Мной и родителями была собрана коллекция глиняной посуды. Руками умелых мам была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносят эти вещи в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям. Знания данные детям на занятиях и в совместной деятельности, находят свое закрепление, расширяются и обогащаются в семье. Кроме того укрепляются семейные связи, появляются общие семейные увлечения, что благоприятно сказывается на нравственном воспитании детей.
Освоение народной культуры – это не проведение отдельных занятий, праздников, не внешние условные знаки определенной этнической культуры, это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды, внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа, развитие дружеских отношений между людьми, душевного и духовного общения между соотечественниками. Только тогда работа будет успешна, когда в ней участвуют все: и педагогический коллектив, и дети, и их родители.
Дикий шиповник и благородная роза – биологически один и тот же вид. Но шиповник вырос так, как это ему удалось, а розу взрастили несколько поколений садовников. Будет духовность и нравственность в каждом из нас, будет забота о человеке с самого раннего детства – больше будет благородных цветов и меньше корявых дичков – «педагогического брака».