Приложение МААМ

Приобщение детей к традициям народной культуры

Ульяна Сандык
Приобщение детей к традициям народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Народные традиции это объективный компонент жизни. Они передаются от поколения к поколению. И исчезают они вместе только с народом.

Каждый народ имеет свои традицию, обычаи, религию, обрядов и культуру. В истории многовекового развития без официальной педагогики народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качсетва, умения, навыки необходимые в жизни. Особенно сильным и действенным средством в «воспитании» являются прогрессивные национальные традиции и обычаи.

Темочки:

У тувинского народа, как у любого другого, сформировалась своя традиционная культура со своим комплексом духовными ценностями. Вопрос изучения народной культуры является чрезвычайно актуальным. Традиционные формы обучения это- обряды, обычаи, этикеты, прием гостей, трудовые навыки. Игры, праздники, обращения с природой, способы воспитания, межпоколенные отношения (детей, молодых, пожилых) привлекают пристальное внимание не только этнографов, но и искусствоведов, этнопедагогов и др.

Нормы поведения и общения, обычаи, обряды представляют интерес и с точки зрения выявление корней художественного творчества тувинцев. Нормы поведения, как часть духовной культуры народа, существенно помяли на этапе современных тувинцев. Эпитет представлял различные ритуальные формы поведения в своем жилище, в гостях, в общественных местах, при представителям религиозного культа, на праздниках и. т. д.

Например: современная форма приветствия (рукопожатия и слово «Экии» «Здравствуйте» 0 вошла в обиход с 1923 г. До революции при встрече обменивались благопожеланием. Только в дни нового года по лунному календарю- Шагаа (Новый год) применялась особая форма приветствия-«чолукшууру». Эти жесты-чолукшууру означали пожелания в новом году благополучия роду, счастья, здоровья.

Интересно, что на каждый вид работы, которой были заняты хозяева, в момент прибытия гостя, имелись специальные формы обращения и благопожелания:

Ууле бутсун!-Пусть ваша работа ладится!

Пусть сопутствует удача!

Ындыг-ла болзун!- Чорук чогузун!- Пусть будет так, а вам счастливой дороги!

Сейчас в наше время редко так обращаются, особенно молодые. Очень уважительно и доброжелательно принимали гостей. Как говорили «Акты амзадыр, аяк эриин ызыртыр» т. е гостей угощали чаем, особенно с молоком, вкусной едой.

Когда в юрте, в доме гости дети не должны были вмешиваться и слушать разговоры взрослых. Как говорили в пословице «Улугну улуг деп, бичиини бичии деп» (Старого уважай, малого воспитай, с малых лет учили своих детей нормам поведения, многие из которых сегодня стали элементами тувинских правил хорошего тона. Тувинцы с древних времен своих детей воспитывали уважать старших, помогать слабым и пожилым, при встрече со взрослыми здороваться первыми. Девочек воспитывали быть добрыми, трудолюбивыми, скромными, воспитанными. Мальчиков- быть ловкими, расторопными, верными, защитниками и кормильцами семьи. И до наших дней они в трансформированном виде. Сейчас мы учим детей по народной педагогике, во всех детских садах созданы программы по народной педагогике.

Народная педагогика- это совокупность взаимозависимости представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Тувинские национальные праздники ; обряды, связанные с юртой, игры, устное народное творчество, этические о обычаи уважения между родственниками; девять обычаев, девять освещений, праздничные пиршества и святыни и т. д –это национальные традиции и обычаи. С помощью народных игр мы развиваем творческую энергию детей. Прививаем трудолюбие с помощью знакомства с тувинской народной утварью, с предметами домашнего обихода.

Народное творчество следует рассматривать, как широкое явление, потому что оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла. Фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительные и декоративно- прикладное искусство. Особое место в народном творчестве занимает фольклор.

Фольклор- действенное средство народной педагогики. Устное народное творчество бытует среди народов Сибири и севера в виде больших эпосов-олохо, улигеров сказаний, так и сказок, песен, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. В них отражаются нравы и обычаи, интересы и потребности, желания и воля народов, их стремление воспитывать своих детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Долгими вечерами дети слушали сказки сказителя, участвовали в исполнении песен, скороговорок, пословиц, загадок. Мы на утренниках Шагаа, или в досуге специально использовали для детей сказку под пением т. е на ТСО, дети с интересом слушали. Раньше дедушки рассказывали сказок с пением. Из называли сказителями. Я тут вспомнила нашего местного сказителя –Самбу Саая Чувурековича и слушала сказки под пением. Он был одним из почетных, известных сказителем нашей республики. Он жил до глубокой старости, его приглашали в школу, в детские сады. Наша районная библиотека носит его имя. Его имя писали в разных книгах и литературах. Еще лучше и красиво будет петь народные песни и сказки на национальных инструментах- игил, хомус, чадаган.

Воспитание на традициях старшего поколения местного фольклора, обычаи каждого народа выражается в нациоеальных праздниках,как «Шагаа», «Сагаалган», проводятся у бурятов, у тувинцев, как начало нового года по лунному календарю в феврале,а у якутов в конце долгой зимы. За несколько дней до начало праздника проводились уборка в юртах, в аалах, на дворе и на улицах, приготовлялись национальные блюда еще ранней осенью и хранили до праздника Шагаа. В дни празднования люди одевались в лучшую национальную одежду.

Тувинская национальная одежда имеет богатую историю, обладает многовековыми традициями. Конструкция одежды, сочетания цветов, украшения из орнаментов говорят о древней культуры тувинского народа. Материалы из которых сделана одежда, обнаруживает связь тувинской культуры с соседних стран востока.

И наша обязанность –изучать, внедрять и распространять обычаи и традиции своих предков детям, молодым.

Литература:

М. Б. Кенин-Лопсан. «Бурунгу тыва ужурлар» Кызыл. 1996

Публикации по теме:

Календарно-тематический план «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Сентябрь Тема занятия «Во саду ли, в огороде». Содержание - Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах.

Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок» Цель: создание комфортных условий для развития речевой активности детей путем приобщения к русской сказке и использования в речевом развитии.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Приобщение к истокам народной культуры Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Музей «Светлая горница» в детском саду «Алёнушка» ГБОУ СОШ №1с. Приволжье.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Тема самообразования «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Тема самообразования на 2015-2016 учебный год «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Воспитатель: Назарова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к традициям народной культуры
Опубликовано: 23 января 2017 в 11:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к традициям народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Сандык (УИ 1010227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД