Лиля Михайловна Алгунова
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
«Сударушка»
Воспитатели: Алгунова Л. М.
Зайцева В. В.
Тип проекта : краткосрочный, творческий
Длительность проекта : 3 недели.
Участники проекта :
воспитатели,
дети второй младшей группы,
родители.
Целевая группа: дети 3–4 лет.
Вид проекта : групповой.
Темочки:
Цель проекта : формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, знакомство с культурой русского народа.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с малыми формами фольклора: патешками, песнями, загадками, сказками.
2. Познакомить детей с культурой, бытом, традициями и окружающей природой.
3. Познакомить с русскими народными играми.
4. Воспитывать уважения к труду взрослых.
5. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду посредствам русских народных сказок.
6. Привлечь родителей к созданию мини-музея.
7. Привлечь родителей к созданию журнала «Сударушка».
8. Приобщать родителей к семейному чтению произведений устного народного творчества.
Актуальность:
Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.
Одним из наиболее важных средств воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Устное народное творчество представляет настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы своего народа :
В устном народном творчестве сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей.
В сказках на понятном детям языке и с интересными для детского восприятия персонажами (животными) происходят всевозможные истории.
Постановка проблемы: если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.
Ожидаемые результат:
- дети знают потешки, сказки, загадки, песенки,
- называют героев сказок,
- называют предметы быта русского народа,
- дети знают правила русских народных игр,
- при помощи родителей мини-музей обогащён экспонатами.
-выпускается журнал «Сударушка».
-собрана библиотека русских народных сказок, потешек, поговорок, загадок, песенок.
Программа реализации педагогического проекта :
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта.
2. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.
3. Изучение традиций народного семейного воспитания.
4. Разработка плана работы с детьми.
Основные формы работы с детьми:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала.
3. Игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации.
4. Знакомство с художественной литературой.
5. Проведения праздников
Система работы с родителями:
1. Создание мини-музея.
2. Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре».
3. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».
4. Консультации для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси»
5. Создание журнала «Сударушка».
Планирование и организация деятельности
1 этап подготовительный
Приобщение родителей к созданию мини-музея
Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной теме
Подбор библиотеки
Акция «Подари книгу детскому саду»
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.
2 этап – основной
Совместная деятельность
Беседы «Мой поселок», «Я люблю маму, папу», «Природа нашего поселка», «Где эта улица, где этот дом».
Чтение художественной литературы Сказки: «Колобок» обр. К. Ушинский, «Волк и козлята» обр. А. Н. Толстой, «Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской, «Гуси - лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычек – черный бочек, белые копытца» обр. М. Булатова, «Лиса и заяц» обр. В. Даля, «У страха глаза велики» обр. М. Серовой, «Теремок» обр. Е. Чарушина, «Рукавичка»; «Коза - дереза» обр. Е Благиной, «Два жадных медвежонка» обр. А. Краснова, В. Важдаева, «У солнышка в гостях» перевод С. Могилевской и Л. Зориной, «Пых»обр. Н. Мялика.
Песенки, потешки, заклички: «Пальчик – мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду – еду к бабе, к деду…», «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Жили у бабуси…», «Кисонька – мурысенька…», «Заря – зареница…»
Дидактические игры
«Собери картинку», «Варежки», «Как принимать гостя», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «Собери елочку», «Собери снеговика», «Птички- невелички», «Найди такой же», «Огуречик, огуречик» .
Игры драматизации,
кукольный театр «Курочка Ряба» (театр резиновой игрушки, «Репка», «Козлятки и волк»
«Пошел козел по лесу», «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка» с помощью пальчиковых поз, «Как снеговик солнце искал», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса».
Продуктивная деятельность Рисование: «Украсим фартук матрешке», «Знакомство с дымковскими игрушками», «Украсим дымковскую уточку»
Лепка: «Колобок», «Пряники».
Аппликация: «Красивая салфеточка».
Конструирование: «Теремок для зверят», «Дорожка для колобка», «Заюшкина избушка».
Игровая деятельность «Кот и мыши», «Не заморозь руки», «Снежная баба», «Заинька», «Лохматый пес», «Мороз – красный нос», «Лиса в курятнике», «Берегись, заморожу!», «У медведя во бору», «Ходит Васька серенький»
«Прилетела птичка», «Санки», «Лесные гости», «Белочки и зайчики», «Зайцы и волк», «Снежный дом», «Санки», «Гуси - гуси».
Пальчиковые игры «Ладушки», «Прилетела птичка», «Утенок», «Пышка», «Елочка», «Лепешки», «Цыпа - цыпа», «Коготки», «Бычок», «Улитка», «Лягушата».
Игры - ситуации «Бабушка устала», «Переведи дедушку через дорогу»,Игра накроем на стол (сервировка стола, «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем», «Постираем кукле платье», «Как лисичка построила домик»,
Наблюдения: «Мороз художник», «Прилетайте птицы к нашим кормушкам», «Трещит на улице мороз», «Уходи мороз косматый», «Мы мороза не боимся», «Снежное одеяло для земли», «Мороз крепчает рано утром», «Шубки теплые деревья, надевайте», «Мы два брата – ветер да мороз».
III этап (Итоговый)
• Педагогическая диагностика (с целью выявления полученных детьми представлений, умений в ходе реализации проекта)
• Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Список литературы:
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Миханева.
2. «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С. Р. Николаева, И. Б. Катышева.
3. «Обруч» №5 2009 г.
4. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Буранина, О. А. Маркива
5. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством И. А. Бойчук, Т. Н. Попушкина. Санкт – Петербург,Детство – Пресс 2009г.