МААМ-картинки

Роль русской народной культуры в духовно-нравственном развитии ребёнка

Эльвира Кулдыркаева
Роль русской народной культуры в духовно-нравственном развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического и семейного воспитания.

Публикация «Роль русской народной культуры в духовно-нравственном развитии ребёнка» размещена в разделах

В народе говорят : нет дерева без корней, дома без фундамента. В. А. Сухомлинский сказал: «Как у маленького деревца, поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей народной культуры в детском возрасте есть самый естественный и верный способ воспитания чувства любви к Отечеству. Великолепным средством приобщения является устное народное творчество : сказки, песенки, потешки, игры, поговорки, хороводы, соблюдение народных традиций и т д. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отображают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.

Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития. Каждый ребёнок получает от общения с ними удовольствие и эмоциональный заряд. На доступном детям художественном материале и обязательно рассматриваем возрастные и индивидуальные особенности детей, учитываем имеющийся у детей репертуар, уровень развития, вокальные, двигательные и трудовые навыки. Для этого в нашем Центре работают кружки «Ассорти», «Мистер умелец», «Калейдоскоп», мастерская «Золотые ручки». Занятия в кружках помогают детям лучше изучить быт и традиции русского народа. Кроме этого дети посещают поселковую библиотеку, где знакомятся с устным народным творчеством. Дети с удовольствием ходят на экскурсию в «Русскую избу» при Д/К «Визит». Данные формы работы помогают приобщить детей к истокам русской народной культуры.

Большой любовью в народе пользуются следующие праздники: пасха, Рождество, Новый год, Святки, Иван-Купала, Коляда, Яблочный спас.

В своей работе с детьми с ОВЗ мы регулярно при проведении досуга ребят организуем многие перечисленные народные праздники и традиции. Перед проведением досуга мы рассказываем детям о конкретном празднике, его особенностях, традициях. При разработке сценариев особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых произведений обрядового-календарного фольклора. Подобранный материал должен соответствовать содержанию праздника, понятен, интересен и доступен для ребят. Главным показателем успешности праздника является заинтересованность, радостные эмоции и активность детей. Дети являются активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр. Дети с ОВЗ активно включаются в процесс, раскрепощаются, чувствуют себя комфортно. Игра доставляет им радость. Они хорошие актёры. Стремление к игре, к актёрству присуще всем детям. Поэтому элементы игр включены почти в любой хоровод, в сценарии каждых мероприятий. Исполнение песен сопровождается разыгрыванием действия по сюжету песен. Народные праздники помогают детям научиться самовыражаться, устанавливать контакт как со взрослыми, так и с детьми. Подготовка к ним проходит интересно, на подъёме. Дети увлечённо, с радостью и волнением репетируют, ждут. Проведение таких мероприятий объединяет детей, создаёт эмоциональный комфорт в группе. Праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.

Насыщенность народных праздников творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение, усиливает впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к народным традициям.

Именно они открывают возможности для включения в активную мыслительную деятельность, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе. Это особенно ценно потому, что дети с ОВЗ находятся в Центре 21 день и времени на это очень мало. Кроме этого на таких мероприятиях через разные виды деятельности у детей проявляются и развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма.

Народные праздники выполняют несколько функций:

• рекреационную (способность снять напряжение, психологическая разрядка,

• геденестическую (праздник заряжает положительными эмоциями, приносит яркие впечатления, доставляет удовольствие, эстетическое наслаждение).

• Коммуникативно – регулятивную (праздник социализирует, помогает в процессе коммуникации,

• Ценностно-ориентационную функцию (праздник формирует духовно-нравственные нормы и ценности, воспитывает и образовывает детей).

В процессе проведения фольклорных праздников дети участвуют в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей. Это:

• Игровая деятельность (Игра- это всегда развлечение, забава, и. обязательно, соревнование, стремление каждого участника выйти победителем). Лапта, Снежный тир, Ледяной столб, Казаки-разбойники, Прятки, Примёрзли, Меткий метатель, Перетягивание каната и другие.

• Музыкальная деятельность (Исполнение песен, танцев. Развивает творческий потенциал детей. Именно эти жанры народной песни являются наиболее образно – яркими, напевными и поэтичными. Они формируют эстетический вкус, благотворно влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка.)

• Театрализованная деятельность. (Это вид деятельности, который используется на фольклорных праздниках. Она позволяет каждому ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, позволяет проявить актёрские способности, обогащает словарный запас).

Итак, праздники – это не только время для отдыха и развлечения, но и благоприятный момент для познания детьми окружающего мира. А ценность народных традиций огромна, их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью потеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога, воспитателя и родителя пробудить интерес к народной культуре.

Публикации по теме:

Круглый стол «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании» Круглый стол "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании" Цель: • Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре» Информационно-практико-ориентированный проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре».

Родительское собрание «Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии дошкольников» Родительское собрание Провела : Воспитатель МДОУ «Детский сад №8 г. Пугачева Саратовской области" Погожева Ольга Вадимовна Тема: «Роль детской.

Роль игры в развитии ребёнка. Игра – это не особый мир, в котором живёт ребёнок и который китайской стеной отделён от мира взрослых. Наоборот, игра есть способ проникновения.

Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить.

Роль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольникаРоль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольника Картотека подвижных игр по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста «Карусель»Цель: продолжать укреплять мышцы стоп у детей;.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному.

Роль семьи в развитии речи ребёнка Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе.

Отчет о приобщении детей к истокам русской народной культуры Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль русской народной культуры в духовно-нравственном развитии ребёнка
Опубликовано: 11 марта 2017 в 03:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль русской народной культуры в духовно-нравственном развитии ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Кулдыркаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД