Наталья Кравченко
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры
в дошкольном отделении №11 МБОУ «Гимназия №6».
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» размещена в разделах
Любой город обладает огромным потенциалом нравственного воздействия на своих жителей. Так и наш город Прохладный, где живёт много разных народностей, является источником истории и культуры всех проживающих в нём людей. Из исторических документов, свидетельствующих об интересной, более двухсотлетней судьбе нашего народа следует, что наш город - это памятник труда, созданный талантом трудовыми усилиями предшествующих поколений. Вот почему так актуально сегодня передать подрастающему поколению замечательные исторические и культурные традиции, приобщить к целостному познанию своего родного края. Ведь духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом ребёнке чувства любви к республике, к своему городу, интереса к его истории и культуре.
Приоритетное направление нашего дошкольного учреждения - социально - личностное развитие детей в разных видах деятельности.
На сегодняшний день это одно из самых актуальных направлений, занимающее очень важное место в личностном становлении ребёнка. Нравственное воспитание личности и воспитание патриотизма у дошкольников неразрывно связаны между собой, так как чувство патриотизма многогранно по содержанною: это и любовь к родным местам, и гордость и уважение к своему народу, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Воспитательно - образовательная работа с детьми в нашем дошкольном учреждении реализуется по программе «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду», авторский коллектив: В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Ноткина и др. (РГПУ им. А. Н. Герцена, кафедра дошкольной педагогики, Санкт- Петербург). Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребёнка. Содержание программы также реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает уважение к истории и культуре других народов.
Работая по программе «Детство» в течение ряда лет, мы поняли, что необходимо обновление содержания и внедрение инновационных процессов в воспитательно - образовательную работу с дошкольниками по истории и культуре родного края. Так как содержание образования должно быть максимально приближено к местным и региональным условиям жизни, что не было отражено в программе «Детство». Исходя из этого, мы попытались привести в систему работу по внедрению национально- регионального компонента в дошкольном учреждении.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования наряду с основной программой «Детство» в нашем учреждении мы внедрили в практику программы и методические пособия, рекомендованные Министерством образования, к использованию в работе с детьми дошкольного возраста. В содержании этих программ и пособий включено изучение и приобщение детей к истории и культуре родного края : методическое пособие «Национально-региональный компонент дошкольного образования» Шадова Л. П, Штепа Т. Ф; программа «Чудеса родного края», авторы: Савинова Г. И., Бабенко Н. А., Сташялине С. Н. ; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва; «Путешествие в мир изобразительного искусства родного края» Штепа Т. Ф; «Азбука общения» Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская; Детские игры в Кабардино-Балкарии. В. М. Аталиков.
Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса по изучению и приобщению детей к истории и культуре родного края мы ввели в раздел «Социальный мир» программы «Детство» занятия по краеведению с внедрением национально-регионального компонента.
Также элементы национально-регионального компонента органично вплетены во все виды детской деятельности: в играх, в труде, в быту и являются неотъемлемой частью занятий по экологии, изобразительной деятельности, музыки, развитию речи. Безусловно, воспитывает в ребё нке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Реализуя национально - региональный компонент в дошкольном отделении, педагогический коллектив решает следующие задачи:
• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, республике, государству;
• Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду людей;
• Развитие интереса к народным традициям и промыслам (русским, кабардинским, балкарским);
• Расширение представлений о России, Кабардино- Балкарии;
• Знакомство детей с символами государства и республики Кабардино- Балкарии: гербом, флагом, гимном;
• Формирование толерантности и чувства уважения к другим людям, народам, их традициям.
Специфика работы по внедрению национально - регионального компонента в дошкольном учреждении потребовала от педагогов отдельных подходов к образовательному и воспитательному процессу и его планированию.
Понимая, что нравственное и патриотическое воспитание детей сложный педагогический процесс, который требует последовательно выстраивать свою работу, учитывать возрастные особенности детей и задействовать все виды детской деятельности педагоги ДО № 11 разработали и реализуют проекты: «Мы разные, но мы вместе», воспитатель Кравченко Оксана Владимировна; «Развитие патриотических чувств дошкольников через народно – прикладное искусство», воспитатель Головко Наталия Анатольевна.
Традиционные праздники в дошкольном отделении №11 : «Моя Кабардино-Балкария», «Масленица», «Святочные гуляния», «Рождественские посиделки».
Так же традиционным стало проведение театрального мини - фестиваля, проводимого ежегодно в апреле, где каждая возрастная группа демонстрирует драматизацию народных сказок.
Во всех группах оформлены центры патриотического воспитания, имеются куклы в национальных костюмах, образцы народных промыслов, дидактические игры, символика России и Кабардино-Балкарии, карты, мини-атласы.
Опыт своей работы по теме «Поликультурное воспитание в дошкольной организации» дошкольное отделение №11 представило в селении Кишпек, Кабардино-Балкарской республики, во время проведения праздничных мероприятий, посвящённых Дню воспитателей и всех дошкольных работников, в сентябре 2016 года.