оксана воронина
Сообщение из опыта работы «Приобщение детей к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и составила :Воронина Оксана Сергеевна.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем.
В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается знаем очень поверхностно.
Что заботило,радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, что рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня-значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. А обратиться к нашим истокам помогает ФОЛКЛОР-ведь его содержание-это жизнь русского народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Приобщение детей к истокам народной культуры“» размещена в разделах
ФОЛЬКЛОР-это и колыбельные песни, и сказки, и народные игры, и праздники, и частушки, и прикладное искусство - все это близко и интересно детям. Фольклор не потеха! Наш народ очень бережлив, чтобы веками хранить и помнить не нужное. А веками в памяти народа остается только все самое ценное, необходимое. И если человек с детства хорошо знает НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, и ОБЫЧАИ, он сможет возродить те же нравы, тот же быт, ту же историю.
Я выбрала эту тему потому, что она мне самой интересна :как жили наши предки, какие песни пели, какие праздники справляли, какие были обычаи. Я в деревне нашла сундук, открыла, а там и ступка, и костяной гребень, и подкова, и рушник, и скалка, и лопатка,и тяпка с корытцем. Принесла детям в группу показать. Все это заинтересовало детей. В прошлом году взяла тему по самообразованию по программе О. И. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
А задачи я поставила следующие:
-прививать интерес и любовь к обычаям, культуре, традициям русского народа;
-расширять словарь детей исконно-русскими словами и понятиями, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи;
-помочь понять сказку, раскрыть незнакомые стороны жизни деревенского человека,
-дать понятия об обычаях, праздниках, обрядах, о русском календаре;
-познакомить с ведением хозяйства, с предметами обихода.
В этом году я начала кружковую работу по теме «Народная культура для малышей», а задачи поставила следующие:
-научить детей играть в народные игры;
-помочь использовать в активной речи русский фольклор;
-уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;
-познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
-научить отгадывать загадки;
-уметь узнавать, называть и изображать изделия разных народных промыслов;
-научить игре на народных инструментах :ложках, трещотках, свистульках.
Для того, чтобы показать детям, как можно применять РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ, я подобрала и составила конспекты по физическому воспитанию «По следам Колобка», «Богатырские забавы», «Игры на Пасху»; по музыкальному воспитанию: разучили пляску «Барыня», на Масленицу –колядку «Ой, блины», заклички «Жавороночки», по экологическому воспитанию-летом украшали березку лентами и пели колядку «Ой, кумушка», «Чудесный мешочек»-на Покров о фруктах и овощах, игры- беседы о богатырях-узнали зачем богатырю борода ;по изобразительной деятельности –на неделе «Народных промыслов» расписывали Дымковских лошадок с повозками раскраски по прикладному искусству. А в отношении КАЛЕНДАРНОГО ФОЛЬКЛОРА: будем участвовать в развлечении на Рождество-изготовим ЗВЕЗДУ, пойдем колядовать; на Благовещение –испечем «жаворонков».
Детям очень интересно знакомиться и с МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА- пословицами,поговорками, прибаутками, приметами. Дети уже умеют их применять в повседневной жизни, вставляют в разговоре в нужном месте:
-после занятий говорят : «Сделал дело,гуляй смело»
-при сборе на прогулку, если кто-то задерживается: «Семеро одного не ждут»
- если кто-то, что-то не так делает, говорят: «чудак», «солнце ты мое»
-примечают, если окна запотели, значит погода изменится.
-после чтения перед сном любят повторять: «Почитали, а теперь в люльку»
Дети и родители стали чаще обращаться к книгам :у нас в группе на первом месте не «Человеки-пауки» и не «Винксы», а русские народные сказки. Уже сейчас у детей есть стойкий интерес к жизни и быту русского народа. А это значит, что тема выбранная мной по «ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ» ,детям очень и очень интересна. Поэтому, я рекомендую всем, пусть не работать по данной теме, но использовать ее в работе с детьми как можно чаще! Это очень интересно!
Спасибо за внимание!