Вера Шихалева
Освоение детьми-инофонами русского языка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в детских сада увеличивается количество детей- инофонов, связано это с увеличением процесса миграции. Поэтому проблема воспитания и обучения таких детей становится все более важной и значимой. Всех детей-мигрантов можно разделить на две группы: билингвы – дети, в семьях которых, говорят, как на своем родном языке, так и на русском языке. Для детей - билингвов русский язык является почти родным. Как правило, такие дети коммуникабельны, они понимают обращенную речь, говорят по русски, не испытывают затруднений в общении со взрослыми и детьми. Дети – инофоны – это дети, чьи семьи недавно мигрировали. Дети- инофоны владеют русским языком на бытовом уровне. Такие дети часто не понимают значения многих слов, так как дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В детском саду дети- инофоны вынуждены общаться с педагогами и детьми только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких детей определенные трудности.
Публикация «Освоение детьми-инофонами русского языка в ДОУ» размещена в разделах
Трудности возникают и у воспитателя, учителя – логопеда, других специалистов ДОУ, так как нет специальных программ и литературы по работе с детьми-инофонами. А значит, педагогам необходимо так смоделировать свое планирование, чтобы вовлечь детей-инофонов в общеразвивающий процесс и игровую деятельность, обеспечить методическое сопровождение, которое помогло бы им овладеть русским языком для освоения школьной программы и нормальной коммуникации с педагогом и другими детьми.
Как всегда, педагоги сталкиваются с преодолением языкового барьера, психологическим стрессом ребенка-инофона, отсутствием помощи родителей.
Поэтому следует применять различные приемы работы, дифференцировать их в соответствии с разными категориями воспитанников. Освоение языка – это длительный процесс, ребенок, приехавший из другой страны, не может научиться всему и сразу. Хотя дети дошкольники быстрее овладевают языком, чем взрослые, и, иногда становятся переводчиками для своих родителей.
Одной из главных задач в работе с детьми-инофонами, является лексическая подготовка, так как ограниченный словарный запас приводит к возникновению трудностей в общении и дальнейшем обучении. Изучение лексических тем является наиболее значимой и интересной формой работы с детьми-инофонами. Виды работ планируются от простого к сложному: рассматривание объектов, сюжетных картинок, сравнения, пересказ коротких текстов, загадки, использование различные дидактических игр для развития связной речи и т. п., пальчиковые игры и логоритмика, упражнения для развития артикуляционной базы: потешки, чистоговорки, скороговорки, заучивание стихотворений, словарные игры, работа с иллюстрациями, сюжетно-ролевые и подвижные игры. Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Лексическая тема является центральной в планировании занятий воспитателя и специалистов ДОУ с детьми-инофонами.
В работе с детьми всегда важна ориентация на успех. При работе с детьми-инофонами это особенно актуально, потому что такие дети чаще других оказываются в ситуации «незнания и непонимания». Показать значимость того, в чем они справляются лучше других детей, необходимо каждому ребенку-инофону. Работа по обучению детей- мигрантов русскому языку проводится в тесном контакте с родителями.
Таким образом, формирование у двуязычных детей навыков слушания и понимания русской речи, расширение словарного запаса, получение практических навыков по владению грамматическим строем русского языка, расширение коммуникативных возможностей, позволит создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей-инофонов перед поступлением в школу, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.
Список литературы:
1. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
А. И. Хоменко, Т. В. Александрова, Е. Е. Алексеева, Л. М. Костина, В,И. Крюкова, Н. А. Щедрецова “Учимся дружить и сотрудничать” (рабочая тетрадь для мл. школьников Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008).
2. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Москва, “Гном-Пресс”, 1999
3. “Рекомендации по обучению русскому языку в многонациональном детском саду” Е. Негневицкая // Дошкольное воспитание
4. “Обучение детей родному языку” Р. Саввинова, // Дошкольное воспитание