Татьяна Садыкова
Конспект урока русского языка в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Садыкова Татьяна Алексеевна
ФИО участника конкурса
ГБОУ № 599 Приморского района
краткое название образовательной организации, включающее район
Гармония
используемый УМК (учебно-методический комплекс)
учебный предмет
4
класс
Тема: Поговорим о значении слова. Многозначные слова.
Тип: урок открытия нового знания
Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель урока : сформировать понятие «многозначные слова»; формировать умение различать значения многозначных слов в контексте; распознавать многозначные слова;
правильно и точно употреблять слова в речи
Планируемые результаты
Предметные:
понимать, что в языке есть слова с одним и несколькими значениями;
распознавать многозначные слова;
выяснять значение слова по словарю;
осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их использования;
соблюдать нормы употребления слов;
Метапредметные:
работать с памятками, словарями, другими источниками;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию;
планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану;
контролировать процесс и результат своей деятельности;
проводить анализ, синтез, делать умозаключения, выводы;
Личностные:
осознавать язык как средство общения;
формировать мотивацию к творческому труду;
проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;
Ресурсы урока : компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник, тетрадь – задачник, толковые словари, карточки с заданиями для индивидуальной работы, иллюстрации.
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Мотивация к деятельности
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Приветствие гостей.
Организация внимания учащихся.
Создание положительного эмоционального настроя на урок.
Я надеюсь, что сегодняшний урок обогатит вас новыми знаниями. Формула успеха заключается в следующем: настроение-вера в себя – результат! (слайд 2) Это будет девизом нашего урока.
Приветствие учителя и учащихся. Приветствие гостей.
Умение организовывать своё рабочее место.
Хором читают девиз.
Актуализация необходимых знаний
Минутка чистописания.
Прочитайте высказывание известного писателя М. Шолохова о русском языке
«Величайшее богатство народа – его язык»
(слайд 3)
Как вы его понимаете?
Запишите предложение. Поставьте ударение в словах, отметьте орфограммы.
Выполняют письмо по образцу. Постановка ударения в словах, определение орфограмм.
Организация познавательной деятельности
Формулирование темы и целей урока.
Постановка проблемного вопроса.
Игра.
(На столе лежит коробка, на которой написано: «Всё свежее!») Как вы думаете, что может лежать в этой коробке?
Проверим ваше предположение.
Достаю предметы из коробки.
Свежий хлеб, свежая газета, свежее полотенце.
А что сюда не положили, но тоже может быть свежим?
Какое открытие мы сделали о слове свежий?
Как называются такие слова?
Сформулируйте тему урока. (слайд 4)
Правильно, тема нашего урока – многозначные слова.
Запишите словосочетания, которые мы составили. Свежее полотенце – чистое
Свежий хлеб – только испечённый
Свежая газета – только выпущенная
Каким является слово свежий? Почему?
Прочитаем правило на с. 95.
Проанализируйте свои действия, что мы делали, для того, чтобы определить сколько значений у слова?
Определить значение слова непросто.
Куда мы можем обратиться за помощью?
Уточним значение слов в словаре.
Сделаем вывод по схеме (слайд 6)
Что мы узнали о словах? Проанализируйте свою деятельность, чем мы занимались на данном этапе?
Продолжим наблюдать за словами.
Кто готов записать предложение и решить орфографические задачи?
На тр. ве играют з. л. тые лучи в. сен. его со. нца лё.кий в. терок ш. лестит в з. лен. д. рев?ев.
(слайд 5)
Как вы думаете, в предложении есть многозначные слова? Докажите.
Запишите словосочетания с многозначными словами. Уточним значение слов.
Для чего нужны многозначные слова?
Вы правы, многозначные слова делают речь яркой, образной, поэтичной.
Поработаем с тетрадью – задачником. С 13 (часть 3) № 555
Прочитаем стихотворение и подумаем, какими словами играет автор?
Найдите в толковом словаре учебника значение слов. Найдите, сколько значений у слова бьют, заяц?
Запишите второе стихотворение.
Работаем с учебником С. 96 № 559
Прочитаем разговор двух приятелей и подумаем, почему мальчик попал в смешное положение?
Какой совет можно дать мальчику? Прочитайте совет авторов с. 97 учебника
Проверим, как вы усвоили новые знания. Найдите в толковом словаре учебника любое слово и поработайте с ним по плану. (слайд 7)
План отчёта
Я работал (а) со словом (назвать слово).
Это слово имеет___значений. Перечислить.
Это слово многозначное (однозначное, потому что.
Вывод: Многозначными называются слова.
Заслушаем отчёты.
Размышляют.
Отвечают на вопросы.
(воздух, ветер, идеи)
(многозначные)
Формулируют тему и образовательные цели урока.
Работают в тетрадях.
Размышляют.
(Использовали его с разными словами)
Работают с толковым словарём.
Работают со схемой:(Чтобы узнать значение слова, посмотри в толковый словарь.)
(Искали слова в словаре, чтобы узнать их значение)
Работают над записью предложения, объясняют орфограммы. Определяют грамматическую основу предложения. Выполняют проверку написанного. Составляют словосочетания
(Играют, золотые) (Придумывают с ними словосочетания)
(Золотые сережки, золотая осень, золотые руки)
(Они делают речь богатой и выразительной)
Работают с тетрадью-задачником, с учебником.
Размышляют, анализируют. Отвечают на вопросы.
Работают с толковым словарём.
(Он употреблял слова, значение которых не знает)
Работают с индивидуальным заданием с включением нового знания по плану.
Отчитываются о проделанной работе по схеме и фиксируют результат.
Рефлексия деятельности
Подведём итог. Какие новые знания вы получили?
Проанализируйте свою деятельность на уроке и оцените себя.
Выставление оценок.
Для домашней работы я предлагаю задания по выбору.
Одно – наиболее трудное, исследовательское. Вам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их количество в заданном тексте и сделать вывод.
Второе – более простое. Составить предложения с предложенными словосочетаниями.
- Спасибо за урок. Приятно было видеть лес рук. Вы замечательно работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята!
1. Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.
Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.
2. Составь предложения, используя словосочетания.
серебряный колокольчик – лиловый колокольчик
острый нож – острое слово
море впечатлений – бескрайнее синее море
(Мы узнали, что у слова может быть несколько значений. Такие слова называются многозначными.
Чтобы узнать значение слова - пользуйся толковым словарем)
Осознают способы преодоления затруднения и самостоятельно оценивают полученные результаты.
Фиксируют уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов.
Оценивают свою работу на уроке.