МААМ-картинки

Конспект урока русского языка в 4 классе

Татьяна Садыкова
Конспект урока русского языка в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта урока

Садыкова Татьяна Алексеевна

ФИО участника конкурса

ГБОУ № 599 Приморского района

краткое название образовательной организации, включающее район

Гармония

используемый УМК (учебно-методический комплекс)

Русский язык

учебный предмет

4

класс

Тема: Поговорим о значении слова. Многозначные слова.

Тип: урок открытия нового знания

Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе» размещена в разделах

Цель урока : сформировать понятие «многозначные слова»; формировать умение различать значения многозначных слов в контексте; распознавать многозначные слова;

правильно и точно употреблять слова в речи

Планируемые результаты

Предметные:

понимать, что в языке есть слова с одним и несколькими значениями;

распознавать многозначные слова;

выяснять значение слова по словарю;

осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их использования;

соблюдать нормы употребления слов;

Метапредметные:

работать с памятками, словарями, другими источниками;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию;

планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану;

контролировать процесс и результат своей деятельности;

проводить анализ, синтез, делать умозаключения, выводы;

Личностные:

осознавать язык как средство общения;

формировать мотивацию к творческому труду;

проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

Ресурсы урока : компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник, тетрадь – задачник, толковые словари, карточки с заданиями для индивидуальной работы, иллюстрации.

Ход урока

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Приветствие гостей.

Организация внимания учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя на урок.

Я надеюсь, что сегодняшний урок обогатит вас новыми знаниями. Формула успеха заключается в следующем: настроение-вера в себя – результат! (слайд 2) Это будет девизом нашего урока.

Приветствие учителя и учащихся. Приветствие гостей.

Умение организовывать своё рабочее место.

Хором читают девиз.

Актуализация необходимых знаний

Минутка чистописания.

Прочитайте высказывание известного писателя М. Шолохова о русском языке

«Величайшее богатство народа – его язык»

(слайд 3)

Как вы его понимаете?

Запишите предложение. Поставьте ударение в словах, отметьте орфограммы.

Выполняют письмо по образцу. Постановка ударения в словах, определение орфограмм.

Организация познавательной деятельности

Формулирование темы и целей урока.

Постановка проблемного вопроса.

Игра.

(На столе лежит коробка, на которой написано: «Всё свежее!») Как вы думаете, что может лежать в этой коробке?

Проверим ваше предположение.

Достаю предметы из коробки.

Свежий хлеб, свежая газета, свежее полотенце.

А что сюда не положили, но тоже может быть свежим?

Какое открытие мы сделали о слове свежий?

Как называются такие слова?

Сформулируйте тему урока. (слайд 4)

Правильно, тема нашего урока – многозначные слова.

Запишите словосочетания, которые мы составили. Свежее полотенце – чистое

Свежий хлеб – только испечённый

Свежая газета – только выпущенная

Каким является слово свежий? Почему?

Прочитаем правило на с. 95.

Проанализируйте свои действия, что мы делали, для того, чтобы определить сколько значений у слова?

Определить значение слова непросто.

Куда мы можем обратиться за помощью?

Уточним значение слов в словаре.

Сделаем вывод по схеме (слайд 6)

Что мы узнали о словах? Проанализируйте свою деятельность, чем мы занимались на данном этапе?

Продолжим наблюдать за словами.

Кто готов записать предложение и решить орфографические задачи?

На тр. ве играют з. л. тые лучи в. сен. его со. нца лё.кий в. терок ш. лестит в з. лен. д. рев?ев.

(слайд 5)

Как вы думаете, в предложении есть многозначные слова? Докажите.

Запишите словосочетания с многозначными словами. Уточним значение слов.

Для чего нужны многозначные слова?

Вы правы, многозначные слова делают речь яркой, образной, поэтичной.

Поработаем с тетрадью – задачником. С 13 (часть 3) № 555

Прочитаем стихотворение и подумаем, какими словами играет автор?

Найдите в толковом словаре учебника значение слов. Найдите, сколько значений у слова бьют, заяц?

Запишите второе стихотворение.

Работаем с учебником С. 96 № 559

Прочитаем разговор двух приятелей и подумаем, почему мальчик попал в смешное положение?

Какой совет можно дать мальчику? Прочитайте совет авторов с. 97 учебника

Проверим, как вы усвоили новые знания. Найдите в толковом словаре учебника любое слово и поработайте с ним по плану. (слайд 7)

План отчёта

Я работал (а) со словом (назвать слово).

Это слово имеет___значений. Перечислить.

Это слово многозначное (однозначное, потому что.

Вывод: Многозначными называются слова.

Заслушаем отчёты.

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

(воздух, ветер, идеи)

(многозначные)

Формулируют тему и образовательные цели урока.

Работают в тетрадях.

Размышляют.

(Использовали его с разными словами)

Работают с толковым словарём.

Работают со схемой:(Чтобы узнать значение слова, посмотри в толковый словарь.)

(Искали слова в словаре, чтобы узнать их значение)

Работают над записью предложения, объясняют орфограммы. Определяют грамматическую основу предложения. Выполняют проверку написанного. Составляют словосочетания

(Играют, золотые) (Придумывают с ними словосочетания)

(Золотые сережки, золотая осень, золотые руки)

(Они делают речь богатой и выразительной)

Работают с тетрадью-задачником, с учебником.

Размышляют, анализируют. Отвечают на вопросы.

Работают с толковым словарём.

(Он употреблял слова, значение которых не знает)

Работают с индивидуальным заданием с включением нового знания по плану.

Отчитываются о проделанной работе по схеме и фиксируют результат.

Рефлексия деятельности

Подведём итог. Какие новые знания вы получили?

Проанализируйте свою деятельность на уроке и оцените себя.

Выставление оценок.

Для домашней работы я предлагаю задания по выбору.

Одно – наиболее трудное, исследовательское. Вам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их количество в заданном тексте и сделать вывод.

Второе – более простое. Составить предложения с предложенными словосочетаниями.

- Спасибо за урок. Приятно было видеть лес рук. Вы замечательно работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята!

1. Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.

Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.

2. Составь предложения, используя словосочетания.

серебряный колокольчик – лиловый колокольчик

острый нож – острое слово

море впечатлений – бескрайнее синее море

(Мы узнали, что у слова может быть несколько значений. Такие слова называются многозначными.

Чтобы узнать значение слова - пользуйся толковым словарем)

Осознают способы преодоления затруднения и самостоятельно оценивают полученные результаты.

Фиксируют уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов.

Оценивают свою работу на уроке.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; способствовать обогащению.

План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова Учитель начальных классов Куимова Валентина Сергеевна Тема урока: «Проверка ОСП в корнях слов путем изменения слова и с помощью родственных.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Перенос слов с двумя слогами» Цель урока: -научить переносить слова типа «хата» «изба»; Планируемый результат: -научиться переносить слова типа «хата» «изба»; Задачи.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 4 классе
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 15:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Садыкова (УИ 1521770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД