Елена Шиянова
Особенности эмоционального развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности эмоционального развития старших дошкольников
Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Публикация «Особенности эмоционального развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Ведь эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.
В процессе роста происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуально и важна. Ребенку необходимо общаться со взрослыми, ведь общение в значительной степени обогащает чувственные взгляды на мир и отношения с окружающими. Это очень важно для развития эмоциональной сферы ребенка.
Наверное, мы все хотим видеть своих ребят счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими. Не всегда это получается.
Моя задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, научить понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т. е. научить детей умению управлять своим поведением.
Основой коррекции эмоциональных процессов и состояний детей, развития у них эмоционального контроля является обучение ребенка созданию особой психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на его эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей, а тем самым на характере его действий и поступков.
Если ребенок будет уметь управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Т. е. если дети будут уметь контролировать свои эмоции и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребенка.
Работа складывалась из трех этапов. С начало дети учатся "заражаться" эмоциональной атмосферой. Здесь активная роль в создании атмосферы (а вместе с ней и определенного эмоционального состояния) принадлежит воспитателю. Дети еще не умеют сами создавать нужную эмоциональную атмосферу, для этого ему не хватает опыта, обретение которого в процессе моделирования различных эмоциональных ситуаций становиться содержанием работы. На первом этапе я детям объясняла, что такое эмоциональная атмосфера, сопровождая описание соответствующих эмоций. Слушали с детьми записи с разными музыкальными произведениями, рассматривали репродукции картин, фотографии. Давался музыкальный фрагмент и я предлагала детям исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства.
Но период "заражения" эмоциональной атмосферой является предварительным и по сути своей пассивным.
Здесь проводились игры и упражнения, "Я и мои эмоции", направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
“Пиктограммы”
Набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
"Музыка и эмоции"
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, ясная - мрачная. Это упражнение способствует развитию понимания передачи эмоционального состояния, образного мышления.
"Способы повышения настроения".
Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
"Волшебный мешочек".
Перед игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагаю ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит, когда дети усвоят представления о "несловесных" средствах выражения эмоций, т. е. что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Например, я прошу детей: "постарайтесь показать, как и с каким настроением, вы шли сегодня в детский сад". Дети оценивают несловесные средства выражения эмоций, сравнивают удачные эмоциональные воплощения детей. Я учу детей изображать различных животных с их типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали изображения, а также указывают, какой это был зверь - страшный, добрый, хитрый или злой, т. е. саму эмоциональную атмосферу.
Игры и упражнения из серии "Я и мой язык", которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
• "Через стекло"
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например; "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно" или " принеси мне стакан воды, я хочу пить", или ребенок сам придумывает свое сообщение.
"Иностранец"
Детям говорю, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорит. Предлагаю ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов.
"Зоопарк"
Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями ("в клетках") каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, "клетки" открываются и "звери" выходят на свободу; прыгают, бегают, кричат, рычат. Развитие эмоционального опыта детей связано с формированием у них понимания различных форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого я описывала детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Помогала детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации. Сначала детям предлагала типичный пример; "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали". Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице? Или по сказке "Заюшкина избушка". А как бы вы поступили на месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе?
Здесь я большое внимание уделяла организации дискуссий, чтобы дети свободно высказывались, в рамках предлагаемой темы, анализируя поведение героев и свой собственный жизненный опыт.
Предлагала детям разыгрывание ситуаций;
- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, как ты поступишь?
- Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой как у одного из ребят из вашей группы, что ты будешь делать?
- Ты очень обидел своего друга, как ты с ним помиришься?
- Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка, как ты поступишь?
Большое внимание я уделяю обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Объясняю, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты становятся объектом обсуждения. После чего осуществляю более простой способ анализа – сама воздаю по заслугам участникам ссоры, а потом спрашиваю у детей в группе, как они считают, почему я так поступила? Учу детей избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть – все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей, используя оригинальные методики и известные в психологии тренинги расслабления.
"Брыкание" - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.
Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра "Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.
• Дотронься до” Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: “Дотронься до синего!" Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий.
Литература.
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М. : Сфера, 2005 – 85с.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.
3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001.
4. Степанова Г. Эмоциональное состояние ребё нка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. – 1997. – №5. – с. 65.
5. Эмоциональное развитие дошкольника. // Под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Просвещение 1985. – 175 с.